Найти тему

Уроки труда. Какого это?

«Уроки труда могут стать обязательными в российских школах с 1 сентября 2024 года». Вот такое тревожное сообщение передал ТАСС.

Я – трудоголик, и рабочий день в 12–14 часов в день для меня норма на протяжении практически всей жизни. Я учился в советской школе, где меня 2 (или 4) часа в неделю с 5-го по 8-й класс обучали делать табуретки и изготавливать металлические болванки для молотков.

Навыки наиважнейшие, жаль, что мне так и не удалось ими воспользоваться.

Но меня беспокоят не столько навыки слесарного и столярного труда, сколько идеологическая кутерьма вокруг этого.

Вот ввели уроки «о главном», и стало ясно, что все прочие уроки – «о второстепенном»; ввели уроки «о важном» – и прочие дисциплины перешли в разряд «совсем неважных». Теперь вводят «уроки труда», и я уже вижу, как пытливые, полные иронии школьники начинают приклеивать к предметам школьного расписания ярлыки – «уроки лентяйства».

Уверен, не нужно объяснять, как сложно случайно запавший в детстве ярлык выветрить из сознания и из лексикона, заменив его разумным.

***

И потом: уроки «физической культуры» не обзывают «уроками культуры»? Одно прилагательное, а какая фантастическая разница! Почему с «трудом» нельзя поступить подобным образом?

Одни оговорки. Вот слова председателя Государственной думы: «Сегодня у нас с вами как предмета самостоятельного труда нет». Они еще опаснее: под «трудом» автор этого афоризма понимает исключительно труд физический, а «ботаны», сосредоточенные на труде умственном, не имеют, видимо, права относить себя к трудовой части населения. Какой же это труд – головой думать! Вот вам и начало антагонистических противоречий между этими двумя группами. Со школы – и до гробовой доски.

***

Тщательнее нужно, господа депутаты! Физический труд необходим, но обойдитесь, уж будьте добры, без оговорок.

Просто упростите всю эту путаницу и попробуйте снова сделать жизнь чудесно простой.

Аврора Берилл