Давайте честно. Говорили хоть раз себе: "У меня все равно не получится, не стоит и пытаться"?
И, конечно же, вы будете правы, если начнете аргументировать, мол: "Я сужу объективно", "Я реально оцениваю возможности" и т.д.
Но все же будьте бдительны: подобные фразы способны крепко засесть в голове и сильно испортить нам жизнь. В психологии это называется "выученной беспомощностью".
Кстати, в конце этой статьи вы можете проверить себя. Но для начала давайте разберемся, что же это такое?
Что такое выученная беспомощность
Термин говорит сам за себя. Выученная беспомощность — это состояние, мышление и поведение, характеризующееся тем, что человек ведет себя беспомощно — то есть пассивно: не улучшает негативные условия своей жизни, даже когда имеет такую возможность.
Почему же беспомощность именно выученная? Да все потому, что к подобному состоянию приводит предыдущий жизненный опыт, в котором у человека действительно не было шанса повлиять на вещи, которые его не устраивали. Данный феномен открыл американский психолог Мартин Селигман в 1967 году. Он ставил опыты на собаках, а позже полученные результаты подтвердились и в исследованиях с участием людей.
Как она проявляется
Приведем несколько примеров.
Женщина не может закончить отношения с абьюзивным партнером — это ей кажется невозможным. Дело в том, что в детстве ее родители были в похожих отношениях, и мать даже не предпринимала попыток разрыва.
Выпускающийся школьник не идет поступать в вуз, хотя и хотел бы этого. Он не думает о том, что у него получится, ведь он плохо учился в школе, даже когда старался (хотя старался он довольно давно — в первом классе).
Студент не готовится к экзаменам, потому что считает, что подготовка ни на что не повлияет — на предыдущих экзаменах, к которым он готовился, ему не везло с билетами либо преподавателями: попадался один из ста вопросов, на который он не знал ответа, преподаватель принципиально всем занижал отметки — и он получал плохие оценки.
Работник не просит о повышении, а может, даже отказывается от него — он боится, что не справится с новыми обязанностями. Он и с текущими справляется не очень хорошо — не видит смысла усердствовать, ведь повышение ему все равно не светит.
Что объединяет все эти примеры?
- Негативный опыт, который может быть получен и в раннем детстве, и пару лет назад.
- Жизненные условия, не удовлетворяющие человека.
- Отсутствие реальных попыток эти условия изменить. Реальных — то есть тех, которые могли бы привести к хорошему результату, а не тех, которые лишь докажут общее правило.
- Наличие реальных возможностей изменить свою жизнь. Данный пункт — самый сложный для самостоятельной оценки в случае выученной беспомощности. Вместо возможностей видятся только сложности, препятствия и другие причины бездействовать.
- Негативные мысли, приводящие к поведению, которое только подтверждает их справедливость.
Казалось бы, суть вопроса ясна.
И все-таки как же возникает выученная беспомощность?
Чтобы это понять, нужно знать, как в принципе формируется поведение. Как правило, положительный результат наших действий (или же отсутствие отрицательных последствий) приводит к закреплению этих действий в нашем поведении. Это называется «оперантное обусловливание».
Несколько примеров:
Попробовали мороженое - понравилось. Сделали домашнюю работу - получили пятерку. Трудились, трудились — нас повысили. Не были довольны отношениями, разорвали их — выжили.
Либо мы были свидетелями подобных вещей в раннем детстве (на примере родителей и других близких людей).
Из когнитивно-поведенческой терапии: ситуация - мысль - эмоции - поведение - результат.
В нашей голове складывается следующая цепочка: предлагают мороженое (ситуация) — «я уже ел, было вкусно» (автоматическая мысль) — радость, предвкушение (эмоции) — решение съесть мороженое (поведение) — наслаждение, подтверждающее мысль о том, что мороженое вкусное (результат).
Чтобы сформировать беспомощность, нужно сделать прямо противоположное: поставить человека в такие условия, где его действия не будут влиять на итог. Например, если в детстве не помогать ребенку со домашними заданиями, когда он просит, скорее всего, он научится тому, что обращаться за помощью бесполезно — все равно никто не поможет.
А если же у него не будет получаться сделать задания самостоятельно, он решит, что ничего не выйдет, как ни старайся.
Если, наоборот, чрезмерно заботиться о ребенке, не давая ему ничего делать самому — ни посуду помыть, ни во дворе погулять, — он решит, что его собственных сил, умений и знаний ни на что не хватит, а мир слишком сложен и опасен.
Когда ситуация повторяется из раза в раз, то происходит закрепление эффекта. А значит и схема меняется:
нужно делать домашнюю работу — «у меня это не получается, я не смогу, получу двойку» — тревога — прокрастинация — получение двойки, закрепление мысли «я не смогу» и в следующий раз такое же поведение.
В результате формируется порочный круг.
К чему приводит состояние выученной беспомощности
В первую очередь к падению качества жизни. Далее возможны депрессия и тревожные расстройства. Состояние беспомощности присутствует в их структуре очень часто.
Главная сложность в решении этой проблемы — объективная оценка себя. Выученная беспомощность не позволяет увидеть все возможные варианты и альтернативы, а тем более адекватно оценить самого себя и свои силы.
Однако с этим можно бороться.
Цель — разорвать порочный круг, то есть практиковать поведение, которое будет приводить к положительным результатам.
Итак:
- Определите, в каких областях жизни проявляется беспомощность. Что бы вы хотели улучшить? Что вас не устраивает?
- Подумайте, как улучшить, изменить, исправить то, что вам не нравится. Накидывайте как можно больше вариантов. Можно призвать на помощь близких и устроить совместный мозговой штурм — вероятно, они предложат идеи, до которых вы бы не додумались в одиночку. То же, между прочим, касается и посещения мастермайндов. Совершенно незнакомые вам люди могут реально помочь найти неочевидное для вас решение. Кстати, в этой ситуации может проявиться беспомощность, если вам в голову полезут такие мысли: «и смысла нет пытаться», «все равно не получится», «от меня ничего не зависит», «это слишком сложно». Оцените мысли объективно: правдивы ли они, какие есть аргументы «за» их истинность, какие — «против». Вдобавок можно представить, что ваш друг попал в такую же ситуацию. Что бы вы ему сказали? «Не пробуй, оставь это, у тебя не выйдет» или что-то другое?
- Вспомните моменты, когда у вас что-то получалось, вы добивались успеха, получали похвалу (даже если это кажется мелочью).
- Припомните, какие именно действия вы совершали, что привело вас к положительному результату. Пропишите их, возможно даже в определенном порядке.
- Когда вы составили так называемый план действий на основе более объективного мышления, начинайте действовать. Важно, чтобы это были те самые реальные действия. А еще важнее начать, сделать тот самый первый шаг.
- Не отступайте, даже если будет казаться, что «точно ничего не выйдет», боритесь с негативными прогнозами, возникающими в голове. Такие установки довольно живучи (они сформировались не за один день), так что потребуется некоторое время, чтобы убрать их из своего сознания. Это вполне нормально.
- Зафиксируйте результат, каким бы он ни был. Проанализируйте, получили ли вы что-то полезное от вашего нового поведения. Даже если итог пока далек от уровня, к которому вы стремитесь, вы наверняка найдете в этом опыте нечто ценное. И не говорите нет? А если хорошо подумать?
- Похвалите себя. Это важно. Пожалуй, это самое важное!
Повторите все пункты несколько раз. Для формирования адекватной оценки и закрепления объективного мышления нужно чуть больше опыта, чем «ну, я разок попробовал».
Это может быть по-настоящему трудно, поэтому всегда можно обратиться за помощью к специалисту. Кстати, мы в онлайн-школе "Успешные люди" успешно работаем с состоянием выученной беспомощности и помогаем людям взглянуть на себя с другой стороны. Записывайтесь тут.
Друзья, а теперь обещанная проверка - есть ли у вас выученная беспомощность. Но прежде, чем перейти к тесту, поставьте свой лайк. Каждый ваш лайк очень важен и ценен для нас. Именно так мы понимаем, что вам действительно было интересно и полезно нас почитать.
Спасибо, что дочитали до конца.
Тест на выученную беспомощность
Вопросы, по которым можно проверить себя на наличие схем «беспомощность» и «неуспешность»
- В повседневной жизни я во многом завишу от других людей.
- Мне не хватает здравого смысла.
- В житейских ситуациях на мое мнение нельзя полагаться.
- Я не уверен в своей способности справляться с повседневными проблемами, которые постоянно возникают.
- Почти все, что я делаю на работе (в учебе), не так хорошо, как это могли бы сделать другие люди.
- Я не способен добиться успеха.
- Большинство людей достигают лучших результатов в работе, чем я.
- В работе я не так талантлив, как большинство других людей.
- В том, что касается работы или учебы, я не такой сообразительный, как большинство других людей.
- Думаю, что я не способен самостоятельно справляться с повседневными делами.
Теперь оцените, насколько каждое из этих утверждений соответствует действительности, по шестибалльной шкале, где:
1 — абсолютно не соответствует;
2 — по большей части не соответствует;
3 — скорее соответствует, чем нет;
4 — в общем соответствует;
5 — по большей части соответствует;
6 — полностью соответствует.
Если в ответе хотя бы на два-три вопроса вы получили 4 балла или больше, это уже повод задуматься, не проявляется ли иногда в некоторых сферах вашей жизни выученная беспомощность. А что с этим состоянием делать, вы теперь уже знаете.