Прихожане могут замечать, что в некоторых храмах существует особое правило разделения на левую и правую половины, где слева стоят женщины во время богослужения, а справа – мужчины.
Такое разделение может объясняться традициями. Издревле русская изба была поделена на мужскую и женскую половины. Это было продиктовано рациональным подходом: матерям с дочерьми отводилось место (так называемый "бабий кут"), связанное с женским бытом – уборка, готовка, ткачество; а мужчинам – для занятий ремеслом. Вполне вероятно, что это правило перекочевало в храмы и надежно закрепилось там вплоть до наших дней.
Также это можно объяснить целесообразностью. Во-первых, прихожанам может быть более спокойно молиться в окружении лиц своего пола, в то время как если бы все стояли вместе, некоторые могли бы чувствовать себя скованно и неуютно. Во-вторых, нахождение в кругу лиц противоположного пола может отвлекать от богослужения, особенно молодых людей. В-третьих, супружеские пары могут во время богослужения отвлекаться на общение друг с другом, поэтому разделение в таком случае тоже оправдано.
Некоторые священники объясняют разделение в храмах ролью мужчины и женщины – считается, что мужчина должен помнить, что он глава в семье, а потому стоит на главной, правой половине. В то время как женщина «должна знать свое место» и стоять слева. Но, стоит сказать, что никакая половина храма не "лучше", чем другая, они равны между собой.
Существует схожее объяснение, которое гласит, что это одно из последствий греха Евы, за который все женщины вынуждены страдать при деторождении, занимать подчиненное перед мужчиной положение, стоять в "низшей" половине храма, причащаться последними. Однако, как мы уже сказали выше, левая половина не ниже и не хуже правой. Возможно также, что разделение объясняется очередностью причастия.
Итак, если существует так много доводов "за" разделение, почему это практикуется не во всех храмах?
Одна прихожанка рассказывает, что однажды побывала на Пасхальном служении в храме, где существует разделение на мужскую и женскую половины. Впечатления у нее остались не самые приятные, потому как мужская половина пустовала, а в женской было настолько тесно, что даже "перекреститься было сложно". И в этом кроется ответ.
В современном мире в православную Церковь ходит больше женщин, чем мужчин, поэтому традиция разделения храма постепенно сходит на нет. Правую половину храма, предназначенную для мужчин, к сожалению, занимают женщины и старушки, которые, посещают богослужения значительно чаще, чем представители "сильного пола". В церквях не хватает мужчин, и это становится серьезной проблемой.
Объяснить уход традиции можно также возрастающей ролью женщины в обществе, где она занимает уже не то подчиненное положение, что пару веков назад.
Однако, несмотря на все вышеперечисленное, еще существуют храмы, где батюшки строго относятся к традиции разделения прихожан – например, в Воронежском Покровском и Благовещенском соборах.