Найти тему
Журнал «Фотон»

Советское образование было лучше современного - и вот почему

«Зачем ребёнку учить предметы, которые ему не пригодятся по жизни? К чему математика, физика, химия, за исключением разве что самых азов? Это не поможет ему заработать, построить бизнес, стать успешным. Вот, по статистике троечники гораздо чаще достигают успехов в жизни — потому что не тратят время на бессмыслицу! И вообще, стоило бы школу урезать, оставить классов 6 обязательных, а дальше всё по желанию».

Подобные монологи всё чаще можно увидеть и в соцсетях, и в реальности. Самое страшное, что порой это говорят родители. Мир дикого капитализма пришёл на наши земли. Неолиберальный капитализм в современных условиях требует от человека стать функцией, заострить своё внимание на конкретном узком аспекте реальности, отбросив всё остальное. В противном случае человек имеет риск проиграть рабочую гонку, остаться позади в этой буржуазной пищевой цепочке. Отсюда и подобные заявления.

Интересный факт — когда нацисты планировали систему обучения в покорённых регионах, где по их мнению проживали народы «второго сорта», они хотели именно что сделать фундаментальное образование недоступным. «Пусть покорённые народы умеют говорить, считать и писать — это им пригодится для обслуживания наших интересов, - рассуждали оккупанты, - но вот познавать мир во всей его взаимосвязи не позволим!». Потому что угроза становится слишком велика. Когда человек понимает связи между науками и устройством мира, в нём просыпается жажда познания. А она рано или поздно приводит к очевидным, но скрытым под мороком идеологии, фактам — человек человеку брат, богатство одних за счёт бедности других недопустимо, человечеству пора шагнуть в принципиально новую эпоху, где равенство и созидание станут основой общечеловеческой цивилизации. Такие простые, но такие закрытые истины, познать которые фрагментарно нельзя — только полностью.

В Стране Советов, напротив, давали фундаментальное образование. Советский гражданин должен был достаточно глубоко понимать основные науки, видеть взаимосвязи их между друг другом и между миром. Такой взгляд помогал доходить до сути вещей. Откройте почти любой советский учебник и вы уведите, что к школьнику обращаются не как к отсталому, но как к будущему созидателю и творцу, которому нужно многое узнать, чтобы найти место в мире. Что сегодня? Галопом по Европам школьник проскачет самые высушенные темы и никогда больше к ним не вернется. Система ЕГЭ как великий уравнитель заставляет сконцентрироваться на двух-трёх дисциплинах, которые в отрыве от других делают из человека профессионального калеку. Такому человеку можно продать всё что угодно — услуги тарологов, нумерологов и прочих шарлатанов, шарики желаний, успешный успех и прочую идеологическую чепуху. Его можно в этом убедить, ведь он в лучшем случае на среднем уровне знает пару-тройку дисциплин. И, конечно, ему можно продать идею «эффективности капитализма». Ему расскажут, как современная система-де поощряет самых лучших, как крупные миллиардеры бросали школы и колледжи и становились хозяевами жизни, и такой обрубленный в плане сознания человек будет внимать с открытым ртом, не понимая, что его обманывают и в этот самый момент вытягивают из его кармана деньги.

Советское образование было куда как лучше современного, хотя и не стало в конечном счёте спасительной таблеткой. Внутренняя контрреволюция вкупе с агрессивной экспансией экономики и идеологии неолиберального капитализма в страну сильно деформировали общественное сознание. Выросли поколения, взращенные на половинчатом, а фактически ещё меньшем уровне образования. Сегодня детей 1990-х и 2000-х пытаются сделать опорой возрождения России, потому что великомудрые дяди и тёти в высоких кабинетах вдруг осознали пагубность неолиберального курса для России. Но просто «осознать» недостаточно. Необходимо вернуть фундаментальное образование, отказаться от штампования рабочих функций в угоду созидания сильных личностей. Да, эти личности начнут приходить к идеям коммунизма, это бесспорно, и этого современные буржуазные властители страны очень не хотели бы допустить. Но это та цена, которую необходимо уплатить за развитие страны.

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot

Для желающих поддержать нашу регулярную работу:

Сбербанк: 2202 2068 9573 4429