Найти в Дзене
Libertà

ПОЧЕМУ ПЕЧОРИНУ КНЯЖНА МЕРИ МЕНЕЕ ИНТЕРЕСНА ЧЕМ ВЕРА

кадр из телеспектакля А. Эфроса
кадр из телеспектакля А. Эфроса

За основу взяты постановка А. Эфроса 1975 года "Страницы журнала Печорина" с О. Далем в роли главной роли и фильм "Княжна Мери" режиссера А. Котта 2006 года. В фильме Печорина играл Игорь Петренко.

Лучшим Печориным для меня все таки остался Олег Даль, но Петренко тоже сыграл хорошо, имея больше времени для раскрытия роли и более попадая в образ по возрасту.

кадр из фильма "Княжна Мери" в роли Печорина Петренко
кадр из фильма "Княжна Мери" в роли Печорина Петренко

Грушницкий Андрея Миронова оказался слабее. Юрию Колокольникову в этой роли удалось обойти своего маститого предшественника. Миронову мешали мимика и жесты, которые присутствуют у него практически во всех ролях.

Княжна Мери, несомненно, остатся за И. Печерниковой, в новом фильме ее играла невыразительная актриса и роль получилась такая же.

Вера Лиговская не поучилась ни у О. Яковлевой ни у Э. Болговой. Обе играли себя, забыв о том, что Вера тяжело больна, что на водах заметили все.

О Печорине спорили, спорят и еще долго будут спорить. Загадочный герой, чьи тайны разрешить пока еще никому не удалось, поэтому и я тоже за это не берусь.

Григорий Александрович в своем дневнике предельно откровенен, говоря о себе. Больше всего его угнетала скука, а самым лучшим развлечением была игра на струнах душ окружающих людей.

В чем-то Печорин схож с доктором Вернером - оба быстро видят людей насквозь, но доктор этими наблюдениями и ограничивается, а Печорин развлекается, управляя жертвами своих манипуляций.

Я бы не назвала его классическим манипулятором поскольку в его действиях нет корысти, все делается из желания развлечься.

Григорий Александрович умело добивается сначала интереса к себе со стороны княжны Мери, потом ее признания в любви.

кадр из фильма "Княжна Мери" в роли княжны Е. Лоза
кадр из фильма "Княжна Мери" в роли княжны Е. Лоза

В чем-то он был искренен в общении с этой девушкой, она нравилась ему, вызвала волнение, но не более. Печорин понимал, что он сам интересен княжне до тех пор, пока возбуждает ее воображение, то есть, пока играет свою роль. Дальше все пойдет по нисходящей, и наступит то, чего он боялся больше всего - скука.

Кроме того, княжна Мери не была ни интересной собеседницей, ни сильной женщиной, с которой он мог бы состязаться в искусстве обольщения. Более сильные женщины притягивали его, но их Печорин и побаивался, уколовшись однажды.

У него не было намерения жениться ни на княжне, ни на ком-то другом. Герой М.Ю. Лермонтова любил свободу и помнил предсказание гадалки о том, что он умрет «от злой жены», потому и не собирался завести семью.

Вера, очевидно, прошла тот же самый путь, что и княжна Мери в отношениях с человеком, сделавшим ее несчастной. Но в отличие от княжны, не отличавшейся умом, Вера понимала Печорина, умела любить его таким, как есть, со всеми его пороками и недостатками, принимая то, что он никогда не станет ее мужем.

Она не требовала от своего любовника брачных уз, клятв и заверений в вечной любви, а строила свою жизнь отдельно от его жизни, выбирая при этом состоятельных мужей.

В дневнике героя можно найти слова о том, что только с Верой он мог быть самим собой.

Вера сама нашла Печорина на Кавказе, приехав на воды с мужем. Она ревнует его к княжне, мучается, но не устраивает сцен, а приглашает любовника на тайное свидание в своем доме, рискуя быть уличенной в неверности.

Сам Григорий Александрович не любил ни Веру, ни княжну Мери. Его неистовая скачка вслед за каретой, в которой уехала Вера, была вызвана не любовью. Это был своеобразный выхлоп эмоций, накопившихся в течение дня. Бессонная ночь, дуэль с Грушницким, непонимание доктора Вернера - все это требовало выхода поскольку по натуре Печорин был сдержан и немногословен.

Вернувшись к себе, он спокойно уснул, не проливая слез о расставании с Верой. О княжне Мери он думал еще меньше.