В ноябре в Иркутске прошел третий форум цифровых решений «iDigital 38». Между сессиями, круглым столом и пленарными заседаниями мы встретились с председателем комитета по цифровой экономике при Торгово-промышленной палате Восточной Сибири, директором по развитию ГК «Форус» Романом Медынским. Он рассказал о создании IT-технопарка и востребованных специальностях в сфере IT, а также обсудили с ним цифровое внешнеэкономическое сотрудничество и переход российских предприятий на отечественное программное обеспечение.
Роман, расскажите о технопарке, который планируют создать в Иркутской области?
— Сейчас идет работа над созданием цифрового IT-технопарка, а в будущем, надеюсь, появится технопарк в отдельном здании для работы и общения. Если простыми словами, технопарк — это пространство, объединяющее студентов с IT-образованием, молодых предпринимателей, запустивших стартапы, с крупными компаниями Иркутской области, которые выступают заказчиками цифровых услуг. То есть будущий технопарк, с одной стороны, призван решать проблемы конкретного бизнеса, с другой — помочь молодым специалистам получить опыт и найти хорошую работу.
У студентов после выпуска есть три пути. Первый — после окончания учебного заведения устроиться на работу по специальности. Второй — запустить стартапы. Третий — сразу пойти работать в крупную IT-компанию. И для всех технопарк будет выступать работодателем и площадкой с комфортными условиями для работы. В этом направлении мы активно работаем с региональным министерством цифрового развития и связи и министерством по молодежной политике.
На пленарном заседании, которое состоится в рамках форума, будут сформированы основные резолюционные моменты, по которым область планирует развивать IT-сферу, и технопарк должен стать одним из инструментов для достижения поставленных целей и задач.
Есть ли в регионе дефицит IT-кадров?
— Есть, как и в целом по России. Проблема носит системный характер, так как профессия IT-специалистов меняется очень быстро. К примеру, еще шесть-десять лет назад были востребованы программисты — те, кто умеют создавать программные продукты под требования заказчика; сейчас же требуются специалисты, которые обслуживают уже созданные программные обеспечения, а их, к слову, на рынке более, чем достаточно.
И в данном случае уже требуются не программисты, а системные-аналитики, то есть те, кто хорошо разбираются в бизнес-процессах конкретного заказчика. Они понимают специфику продукта, подбирают нужное программное обеспечение и сервисы для эффективной работы компании. Помимо IT-знаний, такие специалисты обладают архитектурным и креативным мышлением.
Также в скором будущем будут востребованы аналитики Big Data — специалисты, которые собирают и анализируют большое количество данных, помогая бизнесу в построении прогнозных моделей, в запуске продуктов, в планировании развития компании. Будут востребованы и аналитики по работе с нейросетями, которые будут способны решить конкретную задачу/проблему бизнеса. Потребность возрастет и в BI-специалистах, которые совмещают функции программиста и финансиста и отвечают за автоматизированную аналитику показателей деятельности компании.
Насколько серьезно на развитие области влияет утечка IT-специалистов в Москву, и есть ли вообще у нас такие проблемы?
— Раньше выпускники школ часто уезжали для поступления в вузы в другие города и, получив диплом, оставались жить и работать. Если же учились в Иркутске, то, как правило, здесь и работали. Тем более возможностей в городе много, а с созданием того же IT-парка их станет еще больше.
Понятно, что потребность в IT-специалистах в регионе высокая, это связано с массовой цифровизацией бизнеса. Только в Иркутске требуется около тысячи IT-специалистов, а с развитием экономики региона эта цифра увеличится до десяти тысяч. IT-специалисты нужны в разных областях — в легкой, горнодобывающей, топливной (нефтяной, угольной, газовой) промышленности. Вопрос только в качестве выпускаемых кадров. А чтобы оно было на высоком уровне, вузы должны взаимодействовать с реальными бизнес-заказчиками для понимания нужд современного рынка и задач крупного бизнеса.
Расскажите о взаимодействии IT-специалистов с органами власти, в частности, с региональным министерством цифрового развития и связи.
— В России немало талантливых айтишников с хорошей базой, которые начинают свою деятельность с запуска стартапов или могли бы это сделать при поддержке. Но создание IT-продукта нуждается в финансировании. И со следующего года региональное министерство цифрового развития и связи планирует выдавать гранты на конкурсной основе на создание IT-проектов. Сейчас эта практика успешно используется в других регионах РФ.
Как проходит сотрудничество с другими странами в развитии цифровой экономики?
— Несмотря на ограничения, сотрудничество с другими странами есть и активно развивается. Ключевыми партнерами в области технологий на сегодняшний день являются Китай и страны Средней Азии — Узбекистаном и Таджикистаном, также Индонезия, Индия, Куба — те страны, которые также заинтересованы в собственном технологическом развитии. Есть примеры, когда российские айтишники создают программные продукты, востребованные не только в родной стране, но и на Западе и на Востоке. Наша поддержка помогает им развиваться, ребятам не нужно уезжать в другие страны за бОльшими возможностями, так как понимают, что работать и развиваться можно здесь, в России.
В Иркутске есть IT-специалисты, которые все активнее выезжают в другие страны с целью масштабирования проектов. К примеру, сотрудники ГК «Форус» уже на протяжении десяти лет сотрудничают с Монголией: там мы локализуем программу «1С» и занимаемся ее сопровождением.
Как в регионе осуществляется переход государственных структур на российское оборудование?
— Этот процесс не быстрый и зависит от скорости появления новых разработок. Сначала российский софт должен заменить иностранный в госструктурах, затем — в частных компаниях. В любом случае заинтересованы в этом все, ведь при переходе на отечественные программные продукты проще и быстрее будет получить техническое обслуживание.
Последние два года в Иркутской области вся молочная продукция подлежит обязательной маркировке. Расскажите, для чего она была введена и каким образом Торгово-промышленная палата ведет разъяснительную деятельность?
— Действительно, в 2021 году началась обязательная маркировка молочной продукции сроком годности более 40 дней. Ее ввели, чтобы исключить из рыночного оборота контрафактную продукцию и подделки. С 2024 года планируют запустить пилотный проект по маркировке консервов, ветеринарных препаратов, растительных масел и кормов для животных. И Торгово-промышленная палата принимает активное участие в разъяснительных беседах с предпринимателями о механизме проведения маркировки и требованиях, предъявляемых к этому процессу.
IRK.ru
Фотографии Арины Даниловой и Анастасии Гаськовой
Союз «ТПП ВС (ИО)»
Реклама<\p>