Найти тему
Ваш психолог

Сериал «Мосгаз». По следам российской криминалистики. Дело №2 «Палач»

Вторым по порядку сериалом о «громких» расследованиях майора Черкасова стал «Палач», вышедший в 2014 году. История настолько круто сделана, что в 2016 году лента стала обладателем сразу 3 наград премии «Золотой орёл» (номинации: «Лучший мини-сериал», «Лучший актёр на ТВ» (Андрей Смоляков), «Лучшая актриса на ТВ» (Виктория Толстоганова).

Сюжет: 1965 год. Милиция выходит на след кровавого военного преступника – палача, который в годы войны безжалостно расстреливал людей по приказу немецких офицеров. На его счету – полторы тысячи жизней солдат, партизан и мирных людей, включая женщин, стариков и детей. Характерная черта – палач всегда был в детской карнавальной маске, а оружием был пулемёт. Но самое страшное – это была женщина. Вот только из-за маски никто не знал, кто она и как выглядит. Поэтому у Черкасова в разработке оказываются сразу несколько подозреваемых.

История: сюжет основан на истории Антонины Макаровой (Тонька-пулемётчица), которая во время войны поступила на службу к немецким оккупационным властям и расстреливала пленных, в основном советских партизан и мирных жителей.

Родилась Макарова (при рождении Панфилова) в начале 20-х годов в многодетной семье, где была младшим ребёнком. Ещё в детстве семья Антонины переехала в Москву. После окончания школы девушка поступила в училище, хотела стать врачом. По некоторым данным её любимой героиней была Анка-пулемётчица (девушка-красноармеец из к/ф «Чапаев»), и именно этот образ вдохновил её пойти на войну.

В 1941 года она пошла добровольцем на фронт, где работала санитаркой. Попав в окружение после разгрома своей части («Вяземская операция»), была арестована немцами.

Эпизод с побегом из окружения с солдатом и вынужденное «походное замужество» так же были из реальной жизни. Когда пара добралась до места, где жила семья солдата, он бросил Антонину на произвол судьбы. Всё это оказало серьёзное влияние на рассудок молодой женщины. Скитаясь по деревням и сёлам, она вела беспорядочную интимную жизнь, из-за чего долго нигде не задерживалась.

Из окружения ей выйти не удалось, выживая в лесу, женщина решила примкнуть к партизанам, но узнав, в каких условиях живут русские коллаборационисты (так называли русских, сотрудничающих в годы Второй мировой войны с оккупационными властями Германии и её союзниками в политической, экономической или военной сферах), сама пошла к немцам. Ей хотелось выжить любой ценой.

Немцы назначили Антонину на роль палача и выдали ей пулемёт Максима и пистолет для расстрела пленных. Довольно быстро Макарова вошла во вкус и совершала расстрелы хладнокровно, без угрызений совести, считая, что «война всё спишет», это «издержки военного времени».

За эту работу платили, благодаря чему она имела возможность употреблять спиртное без ограничений в местном музыкальном клубе. В это время Макарова также не сдерживала себя и в интимных отношениях с разными мужчинами. Разгульная жизнь привела к заболеванию сифилисом. Находясь на лечении в немецком тыловом госпитале, Антонина избежала захвата партизанами Красной армии, а позже была тайно вывезена своим немецким любовником в Польшу. Когда Красная армия захватила город, женщина путём подлога и обмана, выдала себя за советскую медсестру. Устроившись по украденному военному билету в советский передвижной госпиталь, она познакомилась там с раненым сержантом, через несколько дней они поженились, и Макарова взяла фамилию мужа – Гинзбург.

Антонина с мужем поселились в Белорусской ССР, родились две дочери. Всю жизнь Гинзбурги пользовались льготами как ветераны войны, имели ордена. Всей семьей они работали на фабрике в швейном цехе. Жили дружно, на фабрике были в почёте. Спиртное Антонина не принимала вообще, праздников и больших сборищ не любила.

После освобождения города, где женщина-каратель вершила суд, она была объявлена в розыск, органы госбезопасности вели активные поиски, но о ней мало что могли рассказать очевидцы: «тяжёлый и пронзительный взгляд, возраст примерно 21 год, вероятно, москвичка, темноволосая, со складкой на лбу». Никакой маской она не прикрывалась, как в фильме. Имени её никто не знал, только прозвище – «Тонька-пулемётчица».

Поиск растянулись на 30 лет. Убийцу искали среди арестованных, раненых, пленных и эмигрантов. Дело сдвинулось с мёртвой точки лишь в 1976 году, когда один из пойманных коллаборационистов оказался бывшим любовником Антонины, он-то и назвал им ФИО палача. И хотя путаница с фамилиями и документами несколько раз пускала следствие в ложном направлении, её нашли и установили слежку, параллельно собирая материалы и улики.

Собрав достаточно, был организован ряд опознавательных экспериментов среди выживших свидетелей, знавших палача в лицо.

Во время ареста Антонина держалась очень спокойно, она была уверена, что ничего серьёзного ей не грозит, ведь её не за что наказывать – возраст, давность событий, военное время («война всё спишет»).

Дело вызвало широкий общественный резонанс.

За время следствия Антонина ни разу не вспомнила о своей семье, не желала общаться с ними. Супруг Виктор Гинзбург, не зная причин ареста жены, всё время пытался добиться её освобождения. В итоге следователям пришлось рассказать Виктору правду и показать ему письменные признания жены. Сообщается, что после этого мужчина «поседел и постарел за одну ночь».

Во многих источниках упоминается, что ею были расстреляны 1500 человек, но на суде вменялось убийство 168, чьи личности удалось установить. Считается, что это наибольшее количество погибших в истории, лишённых жизни одним человеком.

Суд приговорил преступницу к высшей мере наказания – смертной казни через расстрел. (В СССР всего 3 женщин приговаривали к этой крайней мере.) И через 35 лет казнь настигла палача.

В ходе психиатрической экспертизы, которая проводилась в процессе расследования, специалисты пришли к заключению, что в мозгу женщины существовало два «параллельный» сознания. Одно было связано с желанием жить, а другое с желанием выжить, и одно могло блокировать другое, как защитный механизм. Тонька-пулемётчица не осознавала в полной мере тяжести и жестокости своих поступков и никогда не беспокоилась о своём прошлом.

В сериале роль Тоньки-пулемётчицы исполнила блистательная Виктория Толстоганова
В сериале роль Тоньки-пулемётчицы исполнила блистательная Виктория Толстоганова

Другие дела:

Дело №1 «Мосгаз»

Дело №3 «Паук»

Дело №4 «Шакал»

Дело №5 «Операция «Сатана»