Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Завтра я всегда была Львом или откуда родом наши роли?

Первые признаки шизофрении у Арнхильд проявились ещё в подростковом периоде, но их отмечала только сама Арнхильд. К её 17-летию симптомы стали настолько явные для окружающих, что она оказалась в психиатрической больнице, получив пожизненный «штамп» шизофренички. У Арнхильлд была очень агрессивная форма шизофрении, при которой она постоянно подвергалась самоповреждению. Если вдруг кто-то из персонала случайно оставлял кружку, она одномоментно её разбивала и наносила себе увечья.

В ход для самоповреждения шло всё, что могло причинить хоть какое-то повреждение: нитки из матраса, бумага, запчасти от кисточки (в норвежской психиатрической больнице практикуется арт-терапия с пациентами). Периодами у неё были сильные регрессы, но иногда она могла спокойно себя вести, до первой случайно оставленной кружки. В один из периодов, когда симптомы снизились, её семье (на тот момент это мама и старшая сестра) было разрешено взять её домой на пару часов. При этом мед персонал будет недалеко от их дома. Родственников оповестили о всех правилах поведения и безопасности с Арнхильд, в т.ч. и настойчиво рекомендовали убрать абсолютно всё бьющееся и острое.

В день приезда Арнхильд одела чистую пижаму (это было её единственная одежда в больнице) и поехала с медперсоналом домой. На пороге её встретила счастливая мама и сестра. Когда они вошли в дом, Арнхильд почувствовала запах своего любимого клубничного пирога, который мама испекла специально для её приезда. Ей здесь были рады и очень ждали. В её комнате (она не спала в ней уже много лет) был идеальный порядок, а водяной матрас был подогрет. Хотя все прекрасно понимали, что сегодня Арнхильд спать здесь не будет. Когда девушка спустилась в столовую, то на столе увидела полную сервировку, включая старый семейный фарфор, который годами хранился в их семье и доставался лишь по великим праздникам. Фарфорная чашка была на столько тонка, что на просвет был виден рисунок с обратной стороны. На минуту Арнхильд замерла, затем тихо подошла к столу и медленно села.

Эти два часа она вспоминает как самые лучшие за последние несколько лет, в эти минуты она была не «заштампованным» больным, а любимой дочерью и сестрой. Арнхильд не разбила ни одной кружки, несмотря на все увещевания медперсонала. Она не стала играть отведенную ей социумом и диагнозом роль.

Это пересказ фрагмента из потрясающей автобиографии Арнхильд Лаувенг «Завтра я всегда была львом», которую я рекомендую читать, даже если вы не психолог. На сегодняшний день автор книги единственный признанный здравоохранением выздоровевший от шизофрении человек в мире. Роль, которую ей прописал социум, конечно же шёл из диагноза, но ещё более – это отношение окружающего её персонала.

Если мы посмотрим вокруг, то увидим, как много людей играет отведенные им роли, особенно отлично с этим справляются наши дети. Посмотрите и вспомните разговоры свои и с знакомыми: «он у меня такой грязнуля, всегда найдёт лужу», «она такая чистюля: из дома не выйдет даже с маленьким пятнышком»… Двойшник, спортсменка, командир, певица, актриса, неуклюжая…

Во взрослой жизни мы тоже продолжаем играть: "я не спортсмен", "куда мне танго танцевать с моей неповоротливостью" и т.д. Роли сливаются с нашей персоной и мы не можем себя воспринимать иначе. Если, конечно, не будем проводить внутреннюю работу. Да, очень долгую работу; да, очень больно, но она нужна прежде всего нам и тем, кто рядом с нами.

Какие роли вы играли или продолжаете играть?

Индивидуальные и семейные консультации очно и онлайн.

Автор: Юлия Епимахова
Психолог, Арт-терапевт и расстановщик

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru