Найти тему
Учительская

Виртуальное гостевание и полезные игры

Детство – время фантазий. При этом любая мечта может воплотиться в игре: сегодня ты доктор, врач, завтра – космонавт или даже президент. Детство – незабываемая пора в жизни человека, когда он активно познает окружающий мир. Все, что нам удается изучить в детстве, становится частью бесценного опыта, который очень помогает во взрослой жизни.

Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений

Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу как можно раньше ознакомить дошкольников с миром профессий, чтобы помочь им в будущем успешно реализоваться, состояться как личностям и профессионалам, обрести навыки педагога, исследователя, изобретателя, предпринимателя, экономиста.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на ознакомление дошкольников с максимальным количеством профессий и оказание помощи подрастающему поколению в разумном выборе специальности с учетом индивидуальных возможностей и особенностей.

В современном дошкольном образовании выделяется несколько наиболее эффективных технологий для обеспечения ранней профориентации детей. Это исследовательская деятельность, сюжетно-ролевые игры, интегрированное обучение, музейное дело, информационно-коммуникационные технологии.

Особое место в этом ряду занимает проектная деятельность, так как именно она основывается на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию ребенка, базируется на глубоком уважении к личности малыша. Главное в проектной деятельности – самостоятельная работа детей, исследовательская и продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир.

Обращаясь к собственному опыту работы в направлении ранней профориентации дошкольников, особенно хочется поделиться разработкой и результатами проекта «Карусель профессий», в котором принимали участие дети, родители и воспитатели старшей группы дошкольного отделения.

Системно заняться этим направлением нас побудил опрос, который мы провели среди наших старших дошкольников: дети не смогли ответить, что делают на работе их родители. Тогда у нас возникла идея проекта ранней профориентации дошкольников, где через проектную и игровую технологии обеспечивается знакомство ребенка с разными профессиями, формируются представления о значимости и ценности различных видов деятельности.

Создавая этот проект, мы ставили перед собой задачу представить детям как можно больше профессий и сформировать в них уважение к труду взрослых.

Сначала мы должны были понять, какие знания по теме «Профессии» есть у детей. Для этого мы использовали технологию «Модель трех вопросов» Лидии Михайловой-Свирской: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Как можно узнать?».

Занятия проводились в формате бесед, дидактических игр, педагогических наблюдений во время сюжетно-ролевой игры и на утреннем круге.

В течение всего учебного года дети изучали мир профессий с помощью сюжетно-ролевых игр. Эта технология позволяет совмещать элементы игры и обучения. Самое главное правило для взрослых: ребенку недостаточно знать о профессии, в нее нужно поиграть! И дети с удовольствием играли в поликлинику, магазин, салон красоты, проживая различные сюжеты.

Наряду с сюжетно-ролевой игрой, которая помогает сформировать у детей представления о труде взрослых, в образовательном процессе детского сада мы использовали дидактические игры, театральные постановки, направленные на уточнение и систематизацию знаний детей о профессиях.

«Интеллектуальные машины», «Кому что нужно для работы» – эти дидактические игры стимулируют творческий подход детей и побуждают их играть в строителей, водителей, работников супермаркета. Содержание игр формирует и углубляет знания о людях разных профессий. Дидактическая игра развивает речь, пополняет и активизирует словарь ребенка, формирует правильное произношение.

Игровые технологии способствуют расширению знаний дошкольников о разнообразии профессий, обогащают представления о действиях разных специалистов и их орудиях труда.

Работу по ранней профориентации мы проводим и в процессе лепки, ручного труда, экспериментирования, рисования, ведь все эти виды деятельности позволяют познать разные стороны профессий. Выставка творчества детей легко превращается в выставку профессий.

При изучении профессий мы использовали такую форму работы, как экскурсии. Они способствуют развитию наблюдательности, интереса к изучаемым элементам. В рамках проекта были организованы экскурсии по детскому саду.

Значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения, поэтому мы активно используем информационно-коммуникационные технологии, нам на помощь приходят фильмы, различные видеофрагменты.

В условиях современного мегаполиса сложно организовывать экскурсии на предприятия, чтобы дети могли познакомиться с людьми разных профессий непосредственно на их рабочих местах. Поэтому мы начали активно использовать виртуальные экскурсии. Благодаря им образовательный процесс стал более разнообразным и интересным. Ребята ознакомились с фабрикой по производству мороженого «Чистая линия», побывали в Большом театре – посмотрели отрывок из балета «Лебединое озеро». Дошкольники виртуально посетили кондитерскую фабрику им. Бабаева и пожарно-спасательную часть МЧС.

Знакомя детей с миром профессий, мы использовали инновационную технологию виртуального гостевания. Это альтернатива занятиям «Гость группы». Не покидая группы, дошкольники путешествовали по организациям, где работают их мамы и папы. Для этого мы предложили родителям записать видеоролики и рассказать о своей профессии. Виртуальный гость должен был не просто рассказать на камеру, кем он работает и чем занимается, но и показать рабочее место, оборудование, инструменты, которые используют люди данной профессии. Видеоролики получились живыми, создали атмосферу реального общения и не превышали трех минут. Родители сами стали участниками образовательного процесса.

При реализации проекта мы активно использовали материалы библиотеки МЭШ, основное внимание уделили разделу «Приложения», где представлены интер­активные задания, созданные на базе платформы Учи.ру. Детям очень понравилось выполнять эти интересные интерактивные задания.

В нашем проекте мы использовали образовательно-исследовательский проект «Навигатум», который содержит профориентационные и образовательные материалы как для дошкольников, так и для начальных классов, старших школьников и студентов. Для работы с дошкольниками из «Навигатума» мы взяли развивающие мультфильмы, игры, сказки, программы о разных отраслях народного хозяйства, труде и профессиях. Каждый мультфильм – это интересная законченная история. Два главных героя изучают какую-то профессию или орудия труда.

Мы привлекали родителей не только для проведения виртуальных экскурсий, а организовывали для них консультации, каждый месяц проводили досуговые мероприятия по разным профес­сиям.

Наш проект позволил значительно расширить у детей знания и представления о профессиях, они с гордостью стали рассказывать о специальностях своих пап и мам. А у родителей возрос интерес к образовательному процессу, развитию творчества и знаний у детей, возникло желание участвовать в жизни дошколят.

Так что наш проект, направленный на раннюю профориентацию дошкольников, создал среду для совместной партнерской деятельности всех участников образовательного процесса – воспитателей, детей и родителей. Именно такой вид деятельности предусматривает ФГОС дошкольного образования. Мы с большим удовлетворением можем сказать, что все поставленные задачи решены, а цель достигнута!

Ольга ПАПЕКОВА, методист дошкольного отделения школы №1355

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».