Франция: Данная мера была озвучена производителем в плане по укреплению финансовой устойчивости, который вошел в отчет компании за первое финансовое полугодие 2023/24 года. В целом Alstom подробно рассказала о существенных проблемах в ее деятельности и озвучила целый комплекс шагов по их преодолению.
Общие результаты
С одной стороны, портфель заказов французского производителя достиг €90 млрд, а выручка по отношению к аналогичному периоду прошлого финансового года увеличилась на 5% с €8 млрд до €8,4 млрд. С другой, компания сообщила о резком наращивании отрицательного свободного денежного потока (Free Cash Flow) до -€1,1 млрд и увеличении чистого долга на 60,8%, до -€3,4 млрд.
Именно для сокращения чистого долга до -€1,4 млрд к марту 2025 года Alstom в том числе хочет избавиться от ряда активов. Конкретные компании, которые будут проданы, не назывались. Включен и ряд других мер финансового характера. К тому же Alstom сообщила, что в июле-2024 предложит акционерам не выплачивать дивиденды за текущий финансовый год. Это сообщение привело к резкому падению стоимости акций Alstom на Парижской фондовой бирже, на данный момент она так и не восстановилась.
За данный период у Alstom также существенно сократилось поступление новых заказов – на 16%, с €10 млрд до €8,4 млрд. При этом по подвижному составу и его обслуживанию сокращение притока заказов составило 30%, до €3,8 млрд и €2,1 млрд соответственно. В региональном разрезе практически не поступило заказов из стран Африки, Средней Азии и Ближнего Востока. Также в Европе фиксируется спад по новым заказам на 20% до €5,2 млрд. В то же время Alstom улучшила показатели притока заказов по комплексным проектам (почти в 3 раза до €1,5 млрд) и в странах американских континентов (на 81% до €1,5 млрд).
Проблемы с Bombardier Transportation
Как отметил председатель совета директоров и генеральный директор Alstom Анри Пупар-Лафарж, негативные показатели связаны со сложностями с производством электропоездов платформы Aventra на заводе в британском Дерби и интеграцией активов, поглощенной в начале 2021 года Bombardier Transportation. «Отрицательный свободный денежный поток Alstom в первом полугодии является явным призывом к переменам. Хотя спрос остается устойчивым, несмотря на некоторую волатильность, наши коммерческие показатели остаются слабыми», – заявил Пупар-Лафарж.
Ранее, в 2022 году, стало известно, что Alstom подала запрос в международную торговую палату на арбитражное разбирательство относительно нарушения ряда положений в сделке 2021 года по поглощению Bombardier Transportation. Сам Пупар-Лафарж говорил, что уйдет несколько лет для решения проблем с доставшимся портфелем заказов Bombardier Transportation, многие из которых оказались убыточными или труднореализуемыми.
Согласно отчетности Alstom, убытки и другие расходы компании за первое финансовое полугодие 2023/24 года составили €92 млн, из которых €65 млн связаны с интеграцией Bombardier Transportation. Производитель представил план из пяти пунктов по оптимизации работы приобретенных активов в своем периметре.
Так, во-первых, компания нацелена на увеличение маржинальности портфеля за счет притока качественных заказов. Целевой параметр на ближайшие три года установлен по росту маржинальности на 0,5% в год.
Во-вторых, производитель рассчитывает увеличивать производство подвижного состава. По этому направлению ожидается, что оно будет расти на 10% в год (расчет в вагонах).
Также, в-третьих, компания планирует значительно улучшить своевременность поставок, доведя в следующем финансовому году до уровня, который был у Alstom до поглощения Bombardier Transportation. О мерах, принимаемых заказчиками относительно нарушения поставок, недавно стало известно во Франции и Румынии, нарекания к срокам исполнения контрактов Alstom получает и в других странах.
В-четвертых, Alstom намерена повысить эффективность работы с оборотным капиталом, в частности сократить оборачиваемость запасов до 75 дней и улучшить показатели исполнения обязательств.
Наконец, в-пятых, производитель заявил, что планирует сократить 1,5 тыс. рабочих мест. При этом наибольшее сокращение – 1,3 тыс. – должно коснуться завода в британском Дерби из-за отсутствия долгосрочных заказов. Летом британская ассоциация железнодорожной промышленности RIA указывала, что на данный момент у завода есть в работе заказы только до июня-2024. Сейчас штат площадки составляет 2 тыс. человек.
Изменения планируются и в руководстве компании. Как отмечается в пресс-релизе, на следующем общем собрании акционеров в июле 2024 года Филиппу Петитколину, бывшему руководителю французского поставщика аэрокосмической, оборонной и аэрокосмической промышленности Safran, будет предложен пост председателя совета директоров, в то же время Пупар-Лафарж останется генеральным директором.
Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK