Всем доброго времени суток!
В данной статье я хотела бы обратить внимание на упоминавшиеся в предыдущей статье символы на порфировом саркофаге в Атриуме Церкви Св. Ирины. Материала очень много, так что я попробую его структурировать.
Начнём с истории того места, где находится данный саркофаг, а именно города Византия, - города-предшественника Константинополя, и, соответственно, Стамбула.
Город был основан отрядом греческих колонистов, большинство из которых составляли выходцы из города Мегары, после победы над фракийцами в 660 году до н. э. (по другим данным — в 659 или 657 году до н. э.) Удачное географическое и стратегическое положение способствовало бурному развитию торговли и процветанию города. Кстати, акрополь древнего Византия располагался на месте нынешнего дворца Топкапы, точнее - вокруг Церкви Святой Ирины, о которой была моя предыдущая статья, и которая стоит на месте храма богини Афродиты.
Однако за всё хорошее приходится платить, и Византию пришлось пережить немало событий за свою длительную историю вплоть до конца II в. н.э., когда он стал жертвой ожесточённой борьбы двух римских полководцев за власть в агонизирующей Римской империи.
Религия и культура
В культурном и религиозном аспекте изначально присутствовало исключительно "родное" греческое наследие, однако с конца IV в. до н. э. и в течение всего III в. до н.э. в связи с усилением экономического влияния в черноморском и эгейском бассейне, а также расширением международных связей до Египта и Сирии, пантеон почитаемых богов пополнился новыми кумирами, в частности, Исиды и Сераписа (Осириса).
Культ богини Исиды пользовался особой популярностью у греков. Её связывали с любовью и справедливостью и материнской любовью ко всем людям. Поклонявшиеся ей обязывались вести высоконравственную жизнь. Она являлась воплощением женского начала и тайных знаний. Древнеримский писатель Апулей в своём романе "Метаморфозы" (II в. н.э.) преклоняется перед древней богиней и описывает посвящение в тайное религиозное общество её служителей.
Вообще, египетские древнейшие учения с давних времён играли большую роль в жизни Древней Греции, а также составляли значительную часть древнегреческой культуры, в частности, философии.
Рассмотрим символ на крышке саркофага Атриума возле Церкви Святой Ирины.
Хризма
1. Монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) — Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой.
2. Считается символом древнего халдейского бога Неба.
3. Самое раннее изображение Хризмы похоже и на языческие символы, которые были знаками ассирийских воинов.
4. Схож с символом славянского бога Перуна и его воинства.
Кстати, по поводу воинства. Хризма была нанесена на щиты армии императора Константина по его приказу. Считается, что ему накануне битвы было видение креста в небе. До этого Sol Invictus (непобедимое солнце) был официальным солнечным богом в поздней римской империи, покровителем солдат. Император Константин I был последователем солярного культа вплоть до перехода в христианство после божественного откровения (официально он не был крещён, но стал склоняться к новой религии). Знак хризмы также является сокращением от chreston - дело доброе. Благоприятный знак, применявшийся в Греции, чтобы отмечать важный переход. Вполне возможно, что таким образом также знаменовался переход от одного покровителя к другому, вспомним также 25 декабря.
Вообще связь символа Хризмы с Солнцем довольно очевидна. Она напоминает спицы с колесе, а колесо было символом солнца и смены времён.
Анкх
Этот всемирно известный предмет символизировал жизнь, бессмертие, вечность, мудрость, являлся защитным знаком. Также известен как «ключ жизни», «ключ Нила», «бант жизни», «узел жизни», «крест с петлёй», «египетский крест».
На него очень похож Узел Исиды (тет) - древний египетский амулет. Один из очень древних символов женского божества известен как узел Исиды. Формой этот амулет походит на анкх с опущенными "руками" и он больше, чем крест похож на фигуру человека. Есть версии, что именно ТЕТ стал прообразом анкха.
Узел Исиды у египтян символизировал магическую силу богини, с помощью которой она воскрешает из мертвых своего мужа - бога Осириса и, следовательно, и остальных смертных.
Также в последнее время широкое распространение и популярность приобретают трактовки этих двух объектов не как чего-то мистического и символического, а как реально существовавших технических устройств. На мой взгляд, это очень логично.
А вот и треугольник:
Треугольник всегда был мистической фигурой. В основном, связанной с божественной троицей, в независимости от религии. В религии египтян, индусов, кельтов, скандинавов, ацтеков, инков и многих других народов треугольник мог олицетворять триаду главных богов.
В античной традиции треугольник, обращенный вершиной вверх, символизировал стремление материи к духу. Поэтому фронтоны древнегреческих храмов в самой глубокой древности делали треугольными и всячески украшали.
Начиная с ранних христиан треугольник был символом Святой Троицы. Равносторонний треугольник толковался как равенство и единая божественная сущность Бога Отца, Бога Сына и Духа Святого.
Ну вот и всё. Я всего лишь добавила маленькую каплю в огромный океан догадок и домыслов о древних символах. Если разбирать их более подробно, на это уйдут дни и недели. А пока в сердце Стамбула, пережив тысячелетнюю историю трёх империй, две мировые войны, видя, как приходят и уходят эпохи, стоят каменные глыбы, из глубины тысячелетий взирая на нас и храня свои невероятные тайны...