Сегодня, читатели, вы узнаете, что получается из театра если им руководит...машинист сцены. Точнее - бригадир машинистов. Звали этого незаурядного человека Сергей Павлович Сычев. Дело происходило в театре "Эрмитаж" ( Москва). Время - первая половина 60-х.
Представьте себе сдачу спектакля высокой комиссии. Действие на сцене завершилось, кулисы закрыты, бригада рабочих разбирает декорации. Естественно с шумом, а как иначе. А в зале чиновники минкульта СССР, РСФСР и Управления культуры по г. Москве, решают как быть с увиденным. Иногда чей-то голос перекрывает стук молотка. Вдруг шум на сцене прекращался, из-за кулис появлялся главный механик Сычев с молотком в руке и говорил:
- Потише, пожалуйста, товарищи. Мешаете....
М-да. Был ли принят тот спектакль - неизвестно. Но, возможно, именно в нем Сергей Павлович давал совет одной молодой актрисе:
- Оля, не читай сегодня своего монолога.
- Как это я могу не читать? - удивлялась Оля, делая брови треугольником.
- Очень просто. Тебя объявят , а ты на сцену не выходи.
- А что будут зрители делать?
- Обрадуются. Посидят на своих местах и отдохнут...
А кто же , спросите вы, руководил официально этим столь необычным театром? Отвечаю - это был главный режиссер Владимир Соломонович Поляков, прозванный трудовым коллективом "Полякушей". Вообще-то он был писателем-сатириком и драматургом, написавшим звездные сценарии фильмов "Карнавальная ночь", "Девушка с гитарой", "Мы с вами где-то встречались". Но в эпоху Хрущева совершил вот такой творческий кульбит.
Главреж мог, к примеру, прийти на помощь своей помощнице, не успевшей покинуть сцену с началом спектакля и ныршувшей под стол ( благо тот был накрыт широкой скатертью).
Владимир Соломонович полз к ней на помощь. На глазах игравших на сцене артистов, но скрытно от зрителей. Под столом он с сочувствием спрашивал свою помощницу как она здесь устроилась и сможет ли продержаться до конца первого акта?... Нет, читатель, ты сейчас смеёшься, а так и было на самом деле.
Некоторое время дело спасали приглашённые и молодые режиссеры: Юрий Любимов, Марк Захаров, Андрей Гончаров. Но недолго. В 1968 "Полякушу" попросили с должности худрука. После десятка лет чехарды , театр "Эрмитаж" оказался в надежных руках, теперь знаменитого, Михаила Левитина. Долгих лет ему жизни!
Откуда я узнал эту историю? Из мемуаров Марка Захарова "Театральная фантазия на тему..."
Статьи по теме: