В первой половине 2023 года россияне увеличили траты на спортивные и культурные мероприятия, отдых и хобби почти на треть (+29,1%) по сравнению с прошлым годом. При этом траты на алкоголь и табак практически не изменились (+1,5%). Такие подсчеты предоставила аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza на основе данных Росстата.
Аналитики использовали репрезентативную выборку Росстата о бюджетах 48 тысяч российских домашних хозяйств по всей стране. Все цифры в исследовании приведены для семьи из трех человек.
В категорию развлечений авторы объединяют аренду снаряжения, посещение спортивных мероприятий, занятия в кружках и секциях, услуги фотографов, посещение кино, театров, концертов, музеев, зоопарков, пребывание в российских центрах отдыха, экскурсии и туры по стране и за ее пределами.
Затраты на посещение кафе и ресторанов, доставку готовых блюд стабильно растут – в нынешнем году на 13,4% до 1920 руб. в месяц на
семью из трех человек. За тот же период цены в кафе и столовых увеличились только на 8,1%, а в ресторанах – на 7,5%.
Максимальные суммы на общепит и доставку готовой еды расходовала
среднестатистическая московская семья – 5080 руб. в месяц на троих, что превышает среднероссийский показатель примерно в три раза (за год эта сумма номинально практически не изменились, однако доля таких трат в общем потреблении москвичей выросла – с 3,8% до 4,1%). Также активно тратились на еду вне дома жители Санкт-Петербурга (3780 руб. на трех членов семьи в месяц), Мурманской области (3640 руб.), Якутии (3570 руб.), Хабаровского края (3130 руб.), Ханты-Мансийского автономного округа (2950 руб.), Приморского края (2870 руб.), Тюменской области (2770 руб.), Самарской области (2690 руб.) и Нижегородской области (2660 руб.).
Лидируют по расходам на развлечения москвичи: семья из трех человек в среднем тратит на культурные, спортивные мероприятия и хобби 6480 руб. в месяц. Также немало расходуют домохозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа (6150 руб.), Магаданской области (5990 руб.), Московской области (5000 руб.), Ненецкого автономного округа (4990 руб.), Ханты-Мансийского автономного округа (4600 руб.), Санкт-Петербурга (4330 руб.), Приморского края (3750 руб.), Карелиии (3690 руб.) и Мурманской области (3600 руб.).
В среднем по стране, граждане стали тратить на развлечения почти на треть больше (+29,1%, до 2310 руб. в месяц), а доля таких расходов в структуре
потребления выросла с 2,7% до 3,3%. Особенно заметную позитивную динамику
продемонстрировал Ненецкий автономный округ, где расходы на культуру и спорт выросли почти в 5,5 раза (до 4990 руб. в месяц).
В трех регионах траты на спортивно-культурные мероприятия, напротив, заметно сократились: в Чечне (падение на 87%, до скромных 70 руб. в месяц), Пензенской области (снижение в два раза, до 700 руб.) и Воронежской области (снижение в два раза, до 370 руб.).
На алкоголь и сигареты больше других тратят преимущественно жители северных и дальневосточных регионов: Камчатского края (6130 руб. в месяц на троих), Ненецкого автономного округа (4750 руб.), Чукотского автономного округа (4550 руб.), Мурманской области (4370 руб.), Ямало-Ненецкого автономного округа (4170 руб.) и Еврейской автономной области (3580 руб.). Также в лидерах по расходам на вредное потребление Тверская область (3280 руб.), Новосибирская область (3200 руб.) и Магаданская область (3170 руб.).
В первой десятке потребителей алкогольно-табачной продукции отметилась и Москва (2980 руб.), однако расходы москвичей на вредные привычки за год упали более чем на треть (−37,2%).
«Потребительские расходы населения в первом полугодии номинально выросли год к году на 7,2%, а в реальном выражении – на 1,5%. Годом ранее на фоне экономической неопределенности россияне урезали траты на хобби, отдых и посещение спортивных и культурных мероприятий, при этом поддерживая траты на вредное потребление. В 2023 году динамика противоположная: население все чаще выбирает более здоровый и культурный досуг», – отмечает президент FinExpertiza Елена Трубникова.
Кроме того, Елена Трубникова сообщила, что выросшая доля затрат на развлечения (3,3%) лишь слегка не дотягивает до постковидного показателя в 3,5%. Примечательно, что ни в 2022 году, ни сейчас о сокращении трат на общепит и доставку готовой еды речи не идет – это стабильно растущий сегмент потребления. В первом полугодии 2021 года его доля в расходах россиян составляла 2,4%, в тот же период 2022 года – 2,6%, в 2023 году – 2,7%.
Перейти на сайт Национального банковского журнала.
Подписаться на официальный канал в Telegram.
Подписаться на официальный канал в YouTube.
Подписаться на официальный канал в Rutube.
Подписаться на официальную группу VK.