Будда говорил своим ученикам, что отступлением от его учения будет потворство даже на одно мгновение мыслям чувственным, гневным и мыслям о насилии.
Для мирян допускается исключение в отношении первого пункта - мыслей о чувственности (kamasamkappa). Пять заповедей обеспечивают основные ограничения. В качестве рабочей схемы можно воздерживаться от потворства чувственным мыслям, которые нарушают хотя бы одну из заповедей. Этот принцип можно расширить до полного отказа во время ретрита и в дни упосатха.
Важно отметить, что для мирян нет исключений в отношении гневных мыслей и мыслей о насилии. Отказа от потакания им должны придерживаться все буддисты - и мирские, и монашествующие.
Ключевой момент здесь - потворство. Иногда гневные и жестокие мысли возникают в ответ на что-то увиденное или услышанное. Вопрос в том, как бороться с ними, ведь давать таким мыслям хоть малейшую почву крайне опасно. Мудрые люди постоянно следят за изменениями, которые происходят в теле и сознании, большими и маленькими. Они распознают гневные мысли и мысли о насилии как яд. Они прочно стоят на твердой почве осознанности до тех пор, пока эти мысли не уйдут.
Аджан Джаясаро
14.10.23