(Исход 11)
Глава 11 книги Исход повествует о начале конца плена для Израиля. Она говорит о предсказании десятой и последней казни, смерти первенцев.
Господь объявил Моисею о Своём намерении навести на Египет ещё одну казнь, после которой фараон отпустит Израиль (ст. 1). Затем Он велел израильтянам перед уходом выпросить у своих соседей подарки (ст. 2). Автор добавляет, что египтяне с большим уважением относились к израильтянам в целом и к Моисею в частности (ст. 3).
В стихах 4–7 действие опять возвращается во дворец фараона. Моисей поставил фараона в известность, что Бог убьёт всех первенцев в Египте, но пощадит израильтян. В результате фараон будет даже просить израильтян уйти из земли (ст. 8). Объявив фараону об этой последней казни, Моисей вышел от фараона «с гневом» (ст. 8).
Глава завершается двумя высказываниями о казнях: во-первых, Бог говорит Моисею, что, несмотря на казни, фараон не послушает их (ст. 9) и, во-вторых, читателю ещё раз напоминается, что фараон постоянно отказывался слушать, потому что ожесточался сердцем (ст. 10).
"И сказал Господь Моисею: «Ещё одну казнь Я наведу на фараона и на египтян; после того он отпустит вас отсюда. Когда же он будет отпускать, с поспешностью будет гнать вас отсюда. Внуши народу, чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых». И дал Господь милость народу Своему в глазах египтян; да и Моисей был весьма велик в земле египетской, в глазах рабов фараона и в глазах народа" (Исх. 11:1–3).
Принимая во внимание заключительную часть предыдущей главы, где фараон и Моисей заявили, что больше не увидят друг друга (10:28, 29), многие комментаторы первые три стиха главы 11 считают как бы пояснительными. В какой-то момент ещё до конфронтации с фараоном в 10:24–29 и 11:4–8 Господь велел Моисею объявить о последней казни. Стих 1 можно перевести так: «Ранее Господь сказал Моисею…» (Кайзер). Умберто Кассуто допускает возможность, что во время этого разговора с фараоном Моисей вспомнил весть, записанную в 11:1–3, — весть, которую Господь сообщил ему ранее.
И так и так, разговор между Моисеем и фараоном в 11:4–8 в таком случае является продолжением диалога, начатого в 10:24–29. После слов «Как сказал ты, так и будет; я не увижу более лица твоего!» (10:29) Моисей продолжил: «Так говорит Господь: “В полночь Я пройду посреди Египта”» (11:4).
Зачем было автору делать вставку в этом месте повествования? Предыдущее явление Господа Моисею объясняет сказанное Моисеем в 11:4–8. Без стихов 1–3 читателю, наверное, было бы непонятно, откуда Моисей взял ту информацию, которую передал фараону, почему он с такой смелостью заявил о последнем ударе по египтянам и почему фараон просто не расправился с Моисеем, если считал его слишком назойливым. (Это, наверное, было бы неразумно, так как «Моисей был весьма велик в земле египетской»).
Стихи 1–3, таким образом, служат вступлением к последующим событиям, информируя читателя о том, что Господь намеревался послать ещё одну казнь. Когда фараон отпустит Израиль, египтяне снабдят израильтян щедрыми подарками, которые они возьмут с собой.
В предыдущем откровении Господь сказал, что последняя казнь заставит фараона разрешить израильтянам выйти из Египта. Более того, египтяне не просто отпустят Божий народ, они будут «с поспешностью… гнать» их. Иными словами, египтяне так захотят избавиться от израильтян, что просто вытолкают их вон (см. 12:32–36).
Затем Бог велел Моисею внушить израильтянам выпросить у своих соседей подарки — «вещей серебряных, и вещей золотых, и одежд». Это точно соответствовало тому, что Он предсказывал, когда в первый раз призвал Моисея (3:22). Дальше текст поясняет, почему эта необычная идея возымела успех: «И дал Господь милость народу Своему в глазах египтян». Кроме того, «Моисей был весьма велик», уважаем, при дворе фараона и всем народом (11:3).
В связи с получением израильтянами этих подарков от их египетских соседей возникают этические вопросы. Было ли этично со стороны израильтян «заимствовать» (KJV) драгоценности у египтян, так как они уходили и знали, что не смогут отплатить? В других переводах вместо «заимствовать» в стихе 2 сказано «выпросить», что лучше соответствует значению еврейского слова (шаал). И снова некоторые могут спросить, этично ли было даже просить эти вещи, учитывая, что позже в Исходе говорится, что Израиль «обобрал… египтян» (12:36; см. 3:22). Эти дары можно рассматривать просто как плату, которую израильтяне не получали за долгие годы рабства.
Почему же египтяне так охотно жертвовали своим израильским соседям? Можно предположить, что они хотели избавиться от них. Они связывали Израиль с теми казнями, которые они пережили, и ценности, которые они отдавали, казались им небольшой платой за устранение источника их проблем.
Далее в Исходе мы увидим, что это повеление будет выполнено. Израильтяне попросили, и египтяне дали (12:35, 36). Однако в 11:3 ясно сказано, почему египтяне были так удивительно щедры: «И дал Господь милость [им, израильтянам]…». Они не сами заслужили уважение египтян; это был Божий дар. Да и Моисей высоко почитался в Египте. Почему? Возможно, некоторые ещё помнили, что он воспитывался в царской семье . Но более вероятно, его высоко ценили за то, что он был тем человеком, через которого Яхве поставил Египет на колени.
"И сказал Моисей: «Так говорит Господь: 'В полночь Я пройду посреди Египта, и умрёт всякий первенец в земле египетской — от первенца фараона, который сидит на престоле своём, до первенца рабыни, которая при жерновах, и всё первородное из скота. И будет вопль великий по всей земле египетской, какого не бывало и какого не будет более'. У всех же сынов Израилевых ни на человека, ни на скот не пошевелит пёс языком своим, дабы вы знали, какое различие делает Господь между египтянами и между израильтянами. И придут все рабы твои эти ко мне и поклонятся мне, говоря: 'Выйди ты и весь народ, которым ты предводительствуешь'. После этого я и выйду». И вышел Моисей от фараона с гневом" (Исх. 11:4–8).
Как мы уже говорили, этот отрывок, вероятно, является продолжением сцены, описанной в 10:24–29. Как и раньше, Моисей предупредил фараона о последней казни. Однако прелюдия к этой казни отличается от других подобных предупреждений тем, что Моисей не употребил условного предложения с союзом «если»; он не сказал: «Жди бедствия, если не отпустишь людей». На этот раз он заранее объявил бесспорный результат катастрофы: израильтяне уйдут из этой земли! Своё заявление он подчеркнул, резко повернувшись и выйдя от фараона «с гневом» — таким же, какой продемонстрировал фараон в 10:28.
Весь этот отрывок пронизывает тема, связанная с глаголом «идти» (в разных формах). Фараон сказал Моисею «Пойди от меня» (10:28). Затем Моисей сказал, что Господь «пройдёт посреди Египта» (11:4). Позже рабы самого фараона скажут Израилю: «Выйди». Когда они это скажут, то и Моисей, по его словам, «выйдет». Сказав это, Моисей «вышел» от фараона (11:8).
Прежде чем выйти, Моисей объявил о последней казни, предваряя свои слова пророческим заявлением «Так говорит Господь». Эту весть сообщил ему Яхве. Затем Моисей описал будущую казнь, как велел ему Господь. (1) Кто совершит эту казнь? Сам Господь пройдёт по земле (ст. 4). (2) Когда это произойдёт? Назначенное время — «в полночь» (ст. 4). (3) Какая это будет казнь? «И умрёт всякий первенец в земле египетской» (ст. 5). (4) Кого она затронет? Всех египтян — от самого великого, фараона, до последней «рабыни, которая при жерновах» (ст. 5). (5) Какой будет реакция людей? «И будет вопль великий по всей земле египетской» (ст. 6). Это будет вопль ужаса, горя и жалости, «какого не бывало и какого не будет более» в Египте. (6) Кого Господь пощадит? Израильтян эта беда не коснётся, дабы египтяне видели, «какое различие делает Господь между египтянами и между израильтянами» (ст. 7). (7) Каким будет результат этой казни? Когда рабы фараона поклонятся Моисею и станут просить, чтобы израильтяне ушли, они, наконец, «выйдут» (ст. 8).
Несколько выражений в 11:4–8 следует рассмотреть более детально.
«Первенцы» (ст. 5). Смерть первенцев мужского пола делает эту трагедию вдвойне ужасной. Первенцы считались самыми дорогими членами семьи; первому сыну предназначалось нести дальше имя рода. Однако то, что Бог собирался убить египетских первенцев, было справедливо, поскольку Египет убивал израильских сыновей (1:22) и жестоко обращался с Божьим первенцем, Израилем (4:23). Смерть первенцев была для египтян равноценным наказанием.
«Не пошевелит пёс языком своим» (ст. 7). Сказав, что «у всех же сынов Израилевых ни на человека, ни на скот не пошевелит пёс языком своим», Моисей имел в виду, что Божий народ будет в полной безопасности. Лающая (или рычащая) собака не представляет особой опасности, но Израилю не придётся преодолеть даже эту незначительную проблему. Тогда как воздух наполнится воплями египтян, в местах проживания израильтян всё будет тихо. Народу Израиля нечего было бояться, хотя египтянам смерть первенцев несла горе и страх.
«И… все рабы твои… поклонятся мне» (ст. 8). В Своё откровение Бог включил и весть о том, что рабы фараона, которые добрую часть дня кланялись фараону, когда грянет эта казнь, придут к Моисею и «поклонятся» ему. В рассказе о казнях говорится о соперничестве между Яхве и египетскими богами, представленными, в частности, фараоном. Этот отрывок предсказывает бесспорную победу Яхве. Даже ближайшее окружение фараона поклонится — не фараону, а посланцу Яхве!
"И сказал Господь Моисею: «Не послушает вас фараон, чтобы умножились чудеса Мои в земле египетской». Моисей и Аарон сделали все эти чудеса перед фараоном; но Господь ожесточил сердце фараона, и он не отпустил сынов Израилевых из земли своей" (Исх. 11:9, 10).
В этом месте повествования автор вставляет слова, подытоживающие рассказ о первых девяти казнях, так же как он начался с краткого обзора грядущих событий (7:1–5; ср. с 3:18–22; 4:21). Некоторые переводы Библии дают понять, что стих 9 не является продолжением рассказа, начатого в стихах 4–8, что слова «И сказал Господь Моисею» были произнесены раньше и являются указанием на то, что всё произошедшее в связи с казнями было предсказано Господом с самого начала.
Что Господь предсказал (ст. 9), то и случилось (ст. 10). Моисей и Аарон исполнили «все эти знамения и чудеса перед фараоном». «Эти знамения и чудеса» включали в себя не только первые девять казней, но и то знамение, которое Моисей и Аарон сделали перед фараоном (7:9–13). Однако «Господь ожесточил сердце фараона», побудив его держаться того пути, который он сам избрал. В результате фараон отказался отпустить Израиль из Египта. Десятая казнь изменила конец истории.
Поэтому главу 11 можно назвать промежуточной. Она завершает повествование о первых девяти казнях и начинает рассказ о последней и самой важной казни.