Найти тему

Процесс пересмотра стратегических приоритетов после Мюнхенской конференции 2007 года

В отличие от Запада Россия в течение целого десятилетия, вплоть до 2000 года никак не могла определиться ни со своей военной доктриной, ни внешнеполитической. Набор целей и задач во внешней политике страны, отраженный в концепции национальной безопасности от 1997 года, после Косовского инцидента показал свою неэффективность.

В качестве примера можно привести события апреля 1999 года, когда парламент Союзной Республики Югославии, атакованной войсками НАТО, проголосовал за присоединение республики к союзу России и Белоруссии, образованному 2 апреля 1997 года. Российский парламент на экстренном заседании полностью поддержал своих сербских коллег, порекомендовав президенту Борису Ельцину и правительству незамедлительно начать подготовку к этому процессу, однако Ельцин это решение заблокировал. Не имело также никаких последствий принятие Государственной Думой рекомендации немедленно направить на территорию Югославии военных советников и снаряжение, так как этот шаг нарушил бы введённое ООН эмбарго на поставку оружия в Югославию. Позиция российской стороны относительно прекращения конфликта и вывода иностранных военных частей с территории Косово была проигнорирована.

Консервация отношений между Россией и НАТО, наступившая как следствие действий НАТО против Югославии в 1999 году, являлась не только ненормальным состоянием, но и не могла в ближайшей перспективе помочь повышению веса и авторитета России в вопросах европейской политики, и в первую очередь в области военнойбезопасности. Поэтому желание России восстановить с Североатлантическим союзом, конструктивные взаимоотношения было продиктовано, прежде всего, прагматичным подходом и реальной оценкой сложившейся международной обстановки, а также необходимостью разработки принципиально новой внешнеполитической концепции. Исходя из важности сотрудничества с Североатлантическим альянсом, в интересах поддержания безопасности и стабильности в Европе российское руководство в начале 2000 года приняло решение о постепеннойстабилизации двусторонних отношений. 

Это произошло 9 июня 2000 года в Брюсселе. На встрече были определены ориентиры и параметры сотрудничества России и НАТО в военной области на последующий период времени, которое должно было строиться только на равноправной и взаимовыгодной основе. Тем не менее, в 2004 году Литва, Латвия, Болгария,Словакия, Словения, Эстония и Румыния от статуса стран участниц программы «Партнерство ради мира» стали полноправными членами НАТО,несмотря на то, что Россия неоднократно заявляла о недопущении расширения стран Североатлантического альянса на восток.

Однако еще в январе 2000 года была разработана новой концепция национальной безопасности, которая до 2009 года стала основой внешнеполитического курса России. Согласно данной концепции основные угрозы в международной сфере для Российской Федерации обусловлены следующими факторами: опасностью ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире из-за укрепления военно – политических блоков и союзов, прежде всего расширения НАТО на Восток. Также этовозможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов; эскалация конфликтов вблизи государственных границ РФ и внешних границ государств – участников СНГ; притязание на территорию России.

После Югославского инцидента политическое руководство страны пришло к выводу о том, что угрозой национальной безопасности для страны являются процессы противодействия укреплениюРоссии в качестве центра влияния в многополярном мире, а также целенаправленное ослабление позиции страны в Европе. В связи с этим Россия будет осуществлять сдерживание агрессии любого масштаба против нее и ее союзников, в том числе с применением ядерного оружия.

После террористического акта 11 сентября 2001 года между США и Россией начинается временная разрядка в отношениях. Уже в 2004 году Россия не только участвует в совместных учениях, но и проводит совместные с НАТО миротворческие операции. 

Новый виток напряженности происходит 10 февраля 2007 года на Мюнхенской конференции по вопросам политики и безопасности. На конференции президент Российской Федерации Владимир Путин в ходе своего выступления подверг критики внешнюю политику США,которая по его словам опирается на идею американской исключительности, осудил расширение НАТО на восток, а также заявил об окончании периода «однополярного мира».

В целом, подвергая критике однополярный миропорядок и политику натоцентризма, российский Президент обозначил для России две стратегические задачи.

Во-первых, была поставлена задача, остановить расширение НАТО в восточном направлении, и продвижение военной инфраструктуры альянса к российским границам. Путин привлек внимание западных стран к тому факту, что расширение НАТО в восточном направлении расценивается как угроза национальной безопасности России, а значит, при принятии последующих решений этот фактор необходимо учитывать в будущем. Во-вторых, была поставлена задача, добиться уважение сферы естественных исторических интересов России. Как любая другая крупная держава Россия имеет право на сферу политического и экономического влияния. Тем более, когда речь идет о странах, ранее входящих в состав некогда единого государства. В первую очередь это относилось к Белоруссии, Украине, Молдове, Армении и Грузии. 

Однако страны запада по-своему восприняли мюнхенскую речь Путин, расценив ее как прямое посягательство на их собственные внешнеполитические интересы.