Найти в Дзене

Украинский кризис как угроза геополитическим интересам России в Восточной Европе

Южноосетинский конфликт 2008 становитсяпервой попыткой втянуть Россию в локальные конфликты на постсоветском пространстве с целью выставить ее международным агрессором. Важно отметить, что Грузия была отмечена Путиным в 2007 году как одна из сфер российского влияния,посягательство на которую будет расцениваться,как прямая угроза национальной безопасности страны.

После этих событий 12 мая 2009 года президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым была утверждена Стратегия национальной безопасности до 2020 года. Согласно данной стратегии основной внешнеполитической задачей страны является возвращение статуса мировой державы, сохранение территориальной целостности и суверенитета. В разделе современный мир и Россия было прописано, что ООН и Совет Безопасности ООН Россия рассматривает как центральный элемент стабильной системы международных отношений.Определяющим фактором в отношениях с НАТО останется неприемлемость для России планов продвижения военной инфраструктуры альянса к ее границам – это решение было принято на фоне вступления в Североатлантический альянс 1 апреля2009 года двух государств Балканского полуострова: Хорватии и Албании. Также в новой стратегии было отмечено, что Россия сохраняет приверженность выполнению действующих договоров по ограничению и сокращению ядерных вооружений – это решение было реализовано между США и Россией 8 апреля 2010 года в Праге в рамках договора о стратегических наступательных вооружениях. Казалось, что новая концепция СНБ и частичная локализация Осетинского конфликта остановят продвижение НАТО на Восток.

Несмотря на все усилия с 2009 года происходило нарастание противоречий между Москвой и Вашингтоном по различным внешнеполитическим позициям: на ближнем Востоке; продолжение политики блока НАТО по расширению в Восточной Европе; процесс получения политического убежища Эдварда Сноудена в России и ряд других внешнеполитических разногласий довели, в конце концов, российско – американские отношения до точки невозврата.

Таким образом, украинский кризис 2014 года стал не единичным случаем или трагическим недоразумением, а, скорее, последней каплей для обеих сторон. Неспособность выработать взаимоприемлемые договоренности после окончания холодной войны привела к тому, что отношения между Западом и Россией лишились «якоря». При отсутствии целенаправленных и серьезных усилий по улучшению взаимоотношений они не смогли выдержать накопившихся противоречий интересов, взглядов и ценностей. В результате возник конфликт, чреватый последствиями не только для Восточной Европы.

Украинский политический кризис привел к тому, что Россия бросила открытый вызов всему международному устройству, сложившемуся в Европе после холодной войны и распада СССР. Произошло изменение границ России, путем присоединения частей соседнего государства, хотя и по результатам референдума. Тем самым Россиявернула себе стратегическую военно-морскую базу на Черном море и другие стратегически важные территории. Российское политическое руководство было вовлечено во внутриукраинский конфликт, поддерживая определенные силы на Украине, настаивая на конституционной реформе в этой стране и долгое время, отказываясь признатьлегитимность временного правительства в Киеве.На сегодняшний день Украина не оставляет попыток пройти процесс Евроинтеграции, но если вопрос о вступлении государства в ЕС пока серьезно не рассматривается, то вопрос о вступлении Грузии и Украины в Североатлантический альянс, которые сегодня находятся на стадии «стран – кандидатов в члены НАТО», активно обсуждается.

Итоги украинского кризиса сегодня пока неясны. С одной стороны Россия сделала большой шаг к восстановлению своего преобладания в Черноморском регионе. Если раньше она контролировала лишь небольшую часть восточного побережья Черного моря, то теперь занимает самые сильные в стратегическом плане позиции в этой зоне. Российский Черноморский флот с главной базой в Севастополе будет увеличиваться и модернизироваться быстрее, что усилит возможности Москвы по демонстрации силы, в том числе на востоке Средиземноморья. С другой стороны из сферы геополитического влияния России выпала еще одна постсоветская республика и стала угрозой для национальной безопасности России. Потеря бывшего союзника по СНГ является лишь одним из последствий украинского кризиса. Тяжелое бремя экономических санкций и удар по международной репутации постепенно превращают Россию в «осажденную крепость», которая отныне все чаще ищет потенциальных союзников в восточной части Евразии.

В обновленной 31 декабря 2015 года Стратегии национальной безопасности была отмечено, что наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора и наделение ее глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, активизация военной деятельности стран блока, дальнейшее расширение альянса, приближение его военной инфраструктуры к российским границам создают угрозу национальной безопасности.