Найти тему
PsyCase

Врожденные факторы, или на кого скинуть ответственность

Вы знали, что древнерусский воин выбирал ламеллярный доспех в результате стечения целого комплекса генетических факторов? К примеру, выбор знатным воином именно ламеллярного доспеха в период монгольских завоеваний было обусловлено тем, что такой воин был генетически человеком. Этот определяющий фактор влиял на то, что ламеллярный доспех физически подходил к телу воина, поэтому он его использовал. По всей видимости, никакой связи между опытом поколений проведения военных походов не влиял на форму и структуру доспеха: выбор доспеха определялся строго до момента зачатия и в момент оного с промыслом судьбы задавал вектор будущего выбора.

А теперь серьезно.

Кластер В личностных расстройств в DSM-5 (американском статистическом руководстве по психическим расстройствам) собраны типы, которые часто отличаются импульсивностью.

Особенной импульсивностью отличаются пограничное и диссоциальное (антисоциальное) личностные расстройства.

Разумеется, что по данным единицам проводились нейробиологические исследования, из которых популяризаторы часто делают странные выводы. Не мене странные выводы нередко делают сами нейробиологи.

В целом, можно встретить позицию о том, что у людей с импульсивностью присутствуют нарушения в тормозящих системах мозга. В частности, обнаруживается сниженная активность и даже уменьшение объема серого вещества в лобных долях, которые, как считается, оказывают нисходящие тормозящие влияния и сильно ответственны за целенаправленное поведение.

И это действительно так: объективные измерительные данные при сопоставлении с мозгами не-страдающих расстройствами с импульсивностью показывают разницу. Однако мало кто запаривается над тем, чтобы вникать в то, как именно эти данные интерпретируются и почему именно так.

Давайте немного «объективно». Нейробиолог изучает работу головного мозга. Поведенческий нейробиолог изучает то, как мозг работает в том или ином поведении. Когнитивный нейробиолог изучает то, как мозг работает при когнитивных задачах типа восприятия, внимания, мышления, принятия решения и т.п.

То есть нейробиолог НЕ работает с целостным субъектом и тем, как этот субъект себя организует в отношениях со значимыми объектами, то есть всем тем, на что направлено его внимание каждодневно.

Бирка «расстройство личности» указывает на параметры личности, а «пограничное расстройство личности» или «антисоциальное расстройство личности» указывает на тип. Личность проявляет себя в отношении значимых объектов. То есть это всегда связка: субъект – объект. И субъект определенным образом проявляет себя в отношении объекта, он действует определенным образом и достигает определенный же результат. Можно сказать, личность – это набор событий, которые продуцирует субъект.

Следовательно, когда мы определяем свойства субъекта, которые понимает как его личность, мы либо наблюдаем его в отношения с объектом со стороны, либо сами являемся этим объектом, в отношении которого субъект себя проявляет.

Вот психоаналитик ВСЕГДА является объектом, в отношении которого субъект себя проявляет: он вступает с ним во взаимодействие, и даже если он говорит ему что-то про других людей, он (а) говорит это аналитику и (б) формирует определенное представление о своих отношениях с другими.

Нейробиолог смотрит на состояние субстрата, то есть кровяного и метаболического обмена в голове субъекта. Вы не можете определить специфику объектных отношений человека, глядя на его мозг, потому что объектные отношения проявляются в активном взаимодействии с объектом.

Что значит, что у этого человека, страдающего пограничным расстройство личности, нарушена работа тормозящих систем мозга?

А это значит, что нейробиолог (при всём уважении к нему) вообще не имеет опыта длительного взаимодействия с таким человеком.

Допустим, у человека пограничное расстройство личности. Вся жизнь этого человека – череда импульсивных поступков: своего рода качели между цеплянием за объекты и разрушением с ними связей. Шесть разводов, три увольнения за год, две попытки отправиться на тот свет, внезапные алкогольные загулы и череда беспорядочных половых связей с полным непониманием, что это было и как до этого дошло.

Попросите этого человека отправиться к себе на кухню и заварить чай. Уверен, этот человек сможет это сделать. А я хочу обратить ваше внимание, что это с виду простое действие требует со стороны всей нервной системы сложнейшей, динамической координации, которая будет в нужное время возбуждать нужные нейроны и тормозить ненужные. То есть всякое целенаправленное действие – это череда возбуждений и торможений. Процесс чем-то напоминает работу симфонического оркестра, где каждый в нужном темпе играет нужные сочетания и последовательности звуков, и при этом вступает в работу в нужный момент и в нужный момент прекращает действие.

Если человек имеет нарушение с тормозящими системами мозга, то он – тяжелейший пациент неврологического отделения, которого, скорее всего, просто «тушат» на полную катушку, ибо своих «тормозов» у него попросту нет. Иными словами, человек с расстройство личности, характеризующимся импульсивностью, вполне способен для целенаправленного действия, а импульсивность проявляет на фоне каких-то состояний, на фоне каких-то влечений, на фоне каких-то отношений со значимыми объектами. То есть он импульсивен, но импульсивен не во всем, а значит импульсивность эта… выборочная.

Но ведь лобные же доли уменьшены! Верно. Если функциональная система как организованная совокупность нейронов плохо развита, то она буквально имеет меньший объем, чем у тех, у кого она развивалась. Рассказы о том, что эти люди от рождения не способны научаться, идут в лютый разрез с тем, что мы непосредственно видим: неспособность к научению – это прекращение развития с младенческого возраста. При этом человек с пограничным расстройством личности не просто находит дорогу до своего психиатра, но и еще к тому же покупает препараты, выписанные ему по рецепту, принимает эти препараты и регулярно приходит на осмотр к этому врачу, узнает его и – о боги милостивые! – выстраивает с ним речевое взаимодействие.

То есть человек с нарушенными тормозящими системами может в членораздельную речь. А это значит, что он ей обучался. И читать он обучился, а это – на минутку – несколько лет практики.

Однако данные, которые получают психотерапевты, не в особом фаворе, поскольку имеют проблемы… они формально плохо подходят для построена научной карьеры, которая подразумевает стабильную и активную писательскую деятельность. Нужны публикации.

О чём мы говорим, когда говорим об опыте психотерапевтов, то есть психоаналитиков, когнитивно-поведенческих и гештальт терапевтов?

Понимаете, есть некоторая разница между человеком, который диагностирует пациента, который разово просвечивает его голову на фМРТ и тем, кто с этим человеком работает целенаправленно год, два, три, пять лет.

Это не умаляет никого. Речь о том, что происходит смещение парадигмы, при которой предпочтение в знании о том, что такое расстройство личности или конкретно пограничное расстройство личности, отдается тем, кто в действительности с такими людьми общается в рамках лабораторного эксперимента на получение числовых данных из томографа.

Как бы это печально ни звучало, но возникает иллюзия, что о пограничном расстройстве личности знает тот, кто меньше всего с ним контактирует.

А что видит психоаналитик? К нему приходит человек. Со всем своим опытом. Не какой-то отдельный ген, не сперматозоид, не даже префронтальная кора, а весь человек в своей целостности. И этот человек с порога вступает с аналитиком в определенные отношения, используя тот опыт, который имеется в его распоряжении. Он говорит с аналитиком: о себе, о других и нередко о самом аналитике. А также он что-то НЕ говорит, умалчивает: о себе, о других и об аналитике.

И это продолжается ни один сеанс, ни два, ни три и даже ни десять. Аналитик и этот человек взаимодействуют определенным образом, и у этого взаимодействия есть динамика. Аналитик наблюдает этого человека в непосредственных отношениях с ним длительное время. И в этих отношениях постоянно что-то происходит.

И аналитик постепенно выстраивает представление и понимание того, как этот человек решает задачу привязанности к другим, как этот человек решает задачу сексуальности, как этот человек решает задачу игры, как этот человек решает задачу заботы, как этот человек решает задачу ненависти…

Как это может ему помочь?..

Как может человеку помочь опыт принятия всего того, что он чувствует, думает, делает?

Как может человеку помочь опыт слушания, при котором его пытаются не только понять, но и помочь ему понять происходящее с ним и вокруг него?

Как может человеку помочь перестройка устойчивых структур опыта, которыми он сбрасывает нерешенные задачи, связанные со значимыми объектами?

Как может человеку помочь изменение представлений о том, к чему он испытывает определенное отношение?

Нет сомнений: если исследовать математику и врубаться в ее принципы, правила, аксиомы, формулы, то навыки владения предметом увеличиваются, и человек улучшает качество своих отношений с этим предметом.

Однако, если заниматься тем же самым, но фокусировать свое внимание на своих эмоциональных потребностях и существующих способах их организации, то здесь присутствует решительная уверенность, что это не работает.

Если я практикуюсь в изучении языка, то мои единицы опыта в этой области обновляются, пополняются и перестраиваются.

Если я практикуюсь в изучении себя, других и своих отношениях с ними, то здесь всё статично и может быть разрешено только препаратом из рекламы с центрального канала.

Не путать!

P.S. Щутк.

P.P.S. Кстати, уже нашли, какой ген отвечает за психопатию (с лонгитюдными исследованиями хотя бы с прослеживанием развития субъекта от шести месяцев с момента рождения до хотя бы 21 года), которая будет направлена строго на женщин определенной комплекции, определенного цвета волос и – самое главное – определенного предпочтения в одежде? А то вдруг как окажется, что всё-таки психопат – это целостный субъект, который организует себя и своё отношение к объектам среды определенным образом, решая подобные задачи по большей части бессознательными установками, а потому несущий полную ответственность за то, что он делает вне зависимости от того, производит ли он уточнение своего восприятия и решения или не производит?

ВСЕ РЕСУРСЫ:

VK:
vk.com/psycaseanalytic

Boosty:
boosty.to/psycase

Dzen:
dzen.ru/psycase

Telegram:
t.me/psycaseanalytic

YouTube:
youtube.com/@psycase