Найти в Дзене

"Шагреневая кожа". Море вдохновения для русских классиков

Произведения зреют в голове авторов не только "из воздуха" , целый мир уже обретенных писателем образов и идей из его любимых произведений (в частности, прочитанных в детско-юношеский период) смешиваются с наблюдениями, впечатлениями, образами, возникшими в реальной жизни. Таким образом происходит замес мира "вторичного" и реального, связанный воображением и мыслью автора.

Русские классики были во многом ориентированы на западную европейскую литературу, чувствовали себя "русскими европейцами". Сейчас много говорят про то,что у россиян в большей степени азиатский тип мышления (смотрела забавные психологические тесты), ориентированный на восприятие общих закономерностей и механизмов бытия (в противовес западному --более конкретному и полагающемуся скорее на конкретную функцию предмета, на частные детали). Не знаю, не знаю, по крайней мере, влияние литературное на Россию оказывала Европа, хотя на выходе, получалась та самая уникальная атмосфера русской литературы, с её вечными неразрешимыми философскими вопросами и постоянно рефлексирующими героями, порой, больше размышляющими, нежели действующими.

Одним из западных классиков, сильно повлиявшим на образную систему классиков российских, стал великий Оноре де Бальзак, один из мощных столпов реализма в европейской литературе. На страницах его романов словно мелькают знакомые тени и отзвуки образов. Мятущиеся юноши, в душах которых происходит беспощадная схватка Бога и дьявола, страдающие девы с благородными устремлениями, роковые бездушные холодные как мрамор красавицы, мефистофельского вида старики и ехидные старухи, весь этот калейдоскоп образов был воспринят русскими писателями "золотого века", воспринят и преобразован в не менее великую и уже совершенно самобытную российскую прозу.

Можно рассматривать на предмет компаративистики (сравнительного литературоведения) многие произведения Бальзака, я помню, проводила очень красивое сравнение образов и смыслового ряда "Неведомого шедевра" и романа "Идиот". Но сейчас я перечитала "Шагреневую кожу", получила огромное удовольствие и в который раз поразилась общности черт героев Бальзака и Достоевского, даже у Чехова нашла похожие образы и темы.

Главный герой романа "Шагреневая кожа" -- Рафаэль де Валентен, вроде бы одухотвоенный юноша, с искренней любовью к наукам и искусствам, хорошо образованный (отчасти благодаря контролю строгого, почти деспотичного отца) и амбициозный. Но в душе его свет борется с мраком так неистово, что у читателя начинает происходить спазм души (и сосудов) уже со второй страницы. Рафаэль никем не понят (кроме юной и простодушной Полины, дочери его квартирной хозяйки), он презирает мир, но яростно стремится получить его признание, все это узнаваемые черты романтического героя. Волшебный эзотерический предмет -- кусок шагреневой кожи, имеющий власть над своим хозяином и уменьшающийся по мере исполнения желаний последнего (в романе есть длинное и увлекательное описание удивительного животного онагра, из кожи которого делали шагрень) тоже яркая черта романтического повествования с философско-мистическим оттенком.

Реализм в романе дает о себе знать в сложном смешении из "романтической отчужденности" Рафаэля и психологически точного описания его приземленных желаний обладать земными благами, богатством, а главное, роскошной и недоступной обольстительницей Феодорой (имена героев и героинь -- это отдельное удовольствие при прочтении Бальзака), которая символизирует собой великосветское бездушное общество. Есть мнение, что все три части романа имеют разную жанровую принадлежность, первая "Талисман" -- фантастический романтизм, вторая "Женщина без сердца" -- реализм, третья "Агония" -- имеет черты почти античной трагедии. Мне кажется, что весь роман -- это смешение направлений, ведь роковое влияние куска шагрени и ощущение мистической жути от неподвластного человеку магического мира пронизывают совершенно весь текст, даже сцены юмористически описанных научных изысканий по уничтожению зловещего куска кожи.

Свой "договр с дьяволом" Рафаэль заключает в лавке древностей, описание которой может быть отдельным произведением. Нищета и гордость заставляют юношу с радостью, и ни секунды не колеблясь, стать рабом куска кожи с "текстом Соломона", который сулит обладателю исполнение любых его желаний в обмен на время жизни (тут, конечно, есть прямые параллели с "Фаустом" Гете). Почему Рафаэль, который умеет быть аскетом, умеет полностью отдаваться научным трудам в своей одинокой мансарде над текстом "Теории воли" (подобное исследование написал и сам молодой Бальзак), так легко попадает в страшное рабство "талисману"? Здесь мы приходим к той странной черте характера молодого героя, которая так роднит его с некоторыми персонажами Достоевского.

Совмещение светлого и темного, крайние степени одухотворенности и гордыни ( по идее, несовместимое сочетание), ужасная бледность и впечатление "живого мертвеца", которое исходит от Рафаэля, когда он в состоянии крайней нищеты (после разорения и смерти отца) приходит в игорный дом, где намеревается либо выиграть, либо окончательно погибнуть (в случае проигрыша он решил в тот же вечер утопиться в темных холодных водах Сены) сразу вызывает в памяти описание Николая Ставрогина, тот же красивый мертвец, внутри которого все выжжено.

Вот описание Рафаэля, пришедшего в игорный дом:

"Свежесть юности еще сопротивлялась опустошениям неутоленного сладострастия. Во всем его существе боролись мрак и свет, небытие и жизнь, и, может быть, именно поэтому он производил впечатление чего-то обаятельного и вместе с тем ужасного. Молодой человек появился здесь, словно ангел, лишенный сияния, сбившийся с пути."

А вот описание Николая Ставрогина:

"Поразило меня тоже его лицо: волосы его были что-то уж очень черны, светлые глаза его что-то уж очень спокойны и ясны, цвет лица что-то уж очень нежен и бел, румянец что-то уж слишком ярок и чист, зубы как жемчужины, губы как коралловые, — казалось бы, писаный красавец, а в то же время как будто и отвратителен. Говорили, что лицо его напоминает маску"

У Рафаэля нет того полного омертвения души, которое наступило у Николая Ставрогина вследствие тяжелого преступления, он скорее болен тщеславием и заражен суетностью мира, он не может перенести испытания бедностью. Тут возникают параллели с другим героем Достоевского, Родионом Раскольниковым. Все эти три персонажа как вокруг солнца-самолюбия и гордости вращаются по орбите смерти. Отсюда мертвенная бледность их лиц, отчаяние и самые разные безумные поступки. Рафаэль соглашается отдаться во власть магического куска шагреневой кожи (потусторонних порабощающих себе сил), Раскольников создает чудовищную теорию "имеющих право" на преступление и совершает убийство, а Ставрогин совершает множество нелицеприятных поступков и тяжелое преступление, а после всех попыток найти себя и духовно воскреснуть все же совершает самоубийство.

Все эти герои так или иначе сопротивляются злому началу в своей душе, пытаются с ним бороться, но победителем выходит лишь один -- Родион Раскольников. Около каждого из них рядом есть любящая, сострадающая и пытающаяся спасти женщина, Полина у Рафаэля, Соня Мармеладова -- у Раскольникова, Дарья Шатова у Ставрогина. Заставить себя победить гордость и раскаяться удается только Раскольникову, под влиянием Сони. Почему так, можно рассуждать долго, это отдельная тема для разговора. Может быть, Раскольников из всех трех наименее зависит от мнения общества, он страдает в основном от собственной ошибки, иллюзорной неспособности к "величию" в рамках своей теории. Валентен и Ставрогин, несмотря на внешнее пренебрежение мнением окружающих, очень сильно от него зависят, боятся предстать в неподобающем свете (именно это заметил о.Тихон в поведении Ставрогина, нмеревавшегося опубликовать свою исповедь).

Даже иллюстрации к роману Бальзака можно спутать с иллюстрациями к произведениям Достоевского.:) Из открытых источников.
Даже иллюстрации к роману Бальзака можно спутать с иллюстрациями к произведениям Достоевского.:) Из открытых источников.

Встреча Рафаэля с владельцем лавки древностей имеет явные параллели встречей магистра Андрея Коврина и "черного монаха", лицо владельца лавки бледное, аскетичное, одежды из черного бархата, он походит на мираж и предлагает - исполнение желаний в обмен на жизнь.

Иллюстрация к роману "Шагреневая кожа". Из открытых источников.
Иллюстрация к роману "Шагреневая кожа". Из открытых источников.

Опять же крайняя гордыня вкупе с талантом получают подтверждение своей "избранности" и некий интрумент для достижения целей. В случае Рафаэля -- это магический кусок шагреня, в случае Коврина -- вдохновляющие беседы с галлюцинацией.

У Николая Ставрогина тоже была встреча со своим старцем, это была последняя и самая, на первый взгляд, радикальная попытка исправить последствия неправильной жизни. Но, опять же, главной причиной провала стала крайняя зависимость от общества, хотя внешне идея опубликовать исповедь выглядела очень смело, почти эпатажно, внутренним побуждающим мотивом опять было превозношение и гордость. Именно поэтому, когда о.Тихон заметил, что "некрасивое" преступление может вызвать реакцию смеха (а не ужаса) в обществе, Ставрогин испугался, пришел в бешенство и изменил свое решение. Это была последняя ступенька к тщательно намыленной петле темного чердака.

Рафаэль де Валентен осознал всю глупую тщеславную подоплеку своей одержимости Феодорой (обществом). Он понял, к сожалению, в финале своей короткой жизни, что мог без всякой магической помощи быть счастлив с Полиной. Но вся смысловая структура романа основана на магическом вмешательстве в судьбу человека, один единственный неправильный поступок навеки лишает героя свободы воли, свободы выбора. В отличие от христанско-психологического реализма Достоевского, оба героя которого эту свободу имеют, но совершенно по-разному ею распоряжаются. Мне ближе психологический реализм, романтический мистицизм и аура непреодолимой магической силы -- вещь темная и малопривлекательная.

Старик владелец лавки древностей говорил Рафаэлю:

"Кто мог бы определить границу, где сладострастие становится болью и где боль остается еще сладострастием? Разве живейшие лучи мира идеального не ласкают взора, меж тем как самый мягкий сумрак мира физического ранит его беспрестанно? Не от знания ли рождается мудрость? И что есть безумие, как не безмерность желания или же могущества?"

Этому очень созвучна мысли, вложенной Достоевским в уста Дмитрия Карамазова, что иногда идеал содомский и идеал Мадонны порой совмещаются в одном человеке, одной душе. Такой душе не выжить, если она сама не расколет себя пополам и не сделает выбор между тьмой и светом.

Всё-таки свобода для человека первостепенна, она как воздух, даже в самые мрачные периоды жизненного пути, после самых ошибочных решений и тяжелых катастроф можно воскреснуть, восстановить себя, исправить ошибки. Только для этого необходимо огромное мужество, воля и очарованность красотой этого мира. Когда человек перестает воспринимать красоту бытия и видит лишь контуры петли, он отказывается от своей свободы. Навсегда.

Друзья, пишите свои мысли, ставьте лайки, это очень поможет продвижению канала!