В сети обнаружил «замечательное» стихотворение некоего гражданина А. Печерина. Приведу лишь его начало…
У нашей славной деревеньки
Была завидная судьба.
Стояли крепко пятистенки,
Амбары, бани, погреба.
А рядом - поле, огороды
В логах ключи хрустальных вод.
Не причинял вреда природе
Трудолюбивый наш народ.
В полях шептался с рожью ветер.
Клубились в небе облака.
Играли радостные дети
В тиши родного уголка.
Но вот тиран распорядился
Загнать крестьянина в колхоз!-
Свободы труженик лишился
И жизнь пошла на перекос…
Не зря сие творение «заработало» массу лайков и перепостов. Очень трогательно, до слез, аж читать невозможно. Особенно про Тирана. Сразу вспоминаются слова одного из героев Михаила Булгакова: «Нет, не могу больше! Пойду приму триста капель эфирной валерьянки!»
А если серьезно, то, во-первых, все это явно пишется в городских квартирах с горячей водой, канализацией и теплым унитазом. Люди, восхищающиеся этим и лайкающие это, просто не понимают, что такое в 5 утра с лучиной в зубах идти в хлев доить корову. Каждый день, без выходных. Или косить для нее сено. И т.д. и т.п. Больничных нет, пенсий нет....
Во-вторых, эти люди очень плохо знают, если знают вообще, русскую классическую литературу. Напомните пожалуйста, кто из великих русских писателей и поэтов восхищался счастливой и свободной жизнью русских крестьян до революции? До прихода этого самого Тирана. Толстой, Чехов, Короленко, Гиляровский, Есенин, Бунин, Успенский… Ну кто?
Впрочем, можно вспомнить не только о писателях. Из мемуаров Георгия Константиновича Жукова:
«Когда мне исполнилось пять лет, а сестре шел уже седьмой год, мать родила еще мальчика, которого назвали Алексеем. Был он очень худенький, и все боялись, что он не выживет. Мать плакала и говорила: — А от чего же ребенок будет крепкий? С воды и хлеба, что ли?
Через несколько месяцев после родов она вновь решила ехать в город на заработки. Соседи отговаривали ее, советовали поберечь мальчика, который был еще очень слаб и нуждался в материнском молоке. Но угроза голода всей семье заставила мать уехать, и Алеша остался на наше попечение. Прожил он недолго: меньше года. Осенью похоронили его...»
И еще: «Однажды летом отец сказал:
— Ну, Егор, ты уже большой — восьмой год пошел, пора тебе браться за дело. Я в твои годы работал не меньше взрослого. Возьми грабли, завтра поедем на сенокос, будешь с сестрой растрясать сено, сушить его и сгребать в копны».
Как там пишет гражданин Печерин?
Играли радостные дети
В тиши родного уголка...
А вот еще из наших местных карельских реалий: «Даже во второй половине ХХ столетия от сельских жителей Карелии можно было услышать рассказы о том, как местные купцы помимо дров, сена, дичи поставляли в Петербург и живой товар. Они собирали малолетних детей у бедняков, обремененных большими семьями и отвозили их в столицу, где детский труд был широко востребован... Круковский рисовал удручающую картину, наблюдавшуюся при появлении скупщика ранней весной: «Стоны, крики, плач, иной раз — ругань слышны тогда на улицах безмолвных деревень, матери с бою отдают своих сыновей, дети не хотят ехать на неизвестную чужбину». Закон признавал необходимость обязательного согласия ребенка, отдаваемого в обучение ремеслу, или «в услужение»: «Не могут быть отданы дети родителями без собственного их согласия…». На деле же интересы детей в расчет, как правило, не принимались. Чтобы закрепить свою власть над ребенком, покупатели брали от родителей долговую расписку». (Полностью статью об этом явлении можно прочитать здесь).
А вот еще очень трогательный пассаж из стиха Печерина:
Не причинял вреда природе
Трудолюбивый наш народ.
А потом просто цитата: «В конце XIX века в результате массовой вырубки лесов и хищнического использования земель в черноземной полосе Европейской России проявляются «крайности степного климата» – жесточайшие суховеи и бури, черные зимы, когда вместе со снегом с полей сносилась и почва. Засухи стали обычным делом. В десятках губерний России люди умирали от голода, скот погибал от недостатка кормов и разваливались многие тысячи крестьянских хозяйств, на фоне развития эрозионных процессов происходило резкое снижение плодородия степных почв».
Нет, конечно, у каждого есть право на свою точку зрения. Каждый может с утра до вечера ненавидеть Тирана и колхозы. Сейчас это вполне безопасно. Только зачем врать самим себе?
ПОСТКРИПТУМ: Из книги Александра Саввича Панкратова «Без хлеба: Очерки рус. бедствия». Тоже не большевистская пропаганда!
Другая старая публикация на эту тему: Еще раз про Пришвина, большевиков и «польто с ботинками» | Александр Степанов | Дзен (dzen.ru)