Найти в Дзене
Александр Степанов

У нашей славной деревеньки была завидная судьба?

фото из открытых источников
фото из открытых источников

В сети обнаружил «замечательное» стихотворение некоего гражданина А. Печерина. Приведу лишь его начало…

У нашей славной деревеньки
Была завидная судьба.
Стояли крепко пятистенки,
Амбары, бани, погреба.

А рядом - поле, огороды
В логах ключи хрустальных вод.
Не причинял вреда природе
Трудолюбивый наш народ.

В полях шептался с рожью ветер.
Клубились в небе облака.
Играли радостные дети
В тиши родного уголка.

Но вот тиран распорядился
Загнать крестьянина в колхоз!-
Свободы труженик лишился
И жизнь пошла на перекос…

Не зря сие творение «заработало» массу лайков и перепостов. Очень трогательно, до слез, аж читать невозможно. Особенно про Тирана. Сразу вспоминаются слова одного из героев Михаила Булгакова: «Нет, не могу больше! Пойду приму триста капель эфирной валерьянки!»

А если серьезно, то, во-первых, все это явно пишется в городских квартирах с горячей водой, канализацией и теплым унитазом. Люди, восхищающиеся этим и лайкающие это, просто не понимают, что такое в 5 утра с лучиной в зубах идти в хлев доить корову. Каждый день, без выходных. Или косить для нее сено. И т.д. и т.п. Больничных нет, пенсий нет....

Во-вторых, эти люди очень плохо знают, если знают вообще, русскую классическую литературу. Напомните пожалуйста, кто из великих русских писателей и поэтов восхищался счастливой и свободной жизнью русских крестьян до революции? До прихода этого самого Тирана. Толстой, Чехов, Короленко, Гиляровский, Есенин, Бунин, Успенский… Ну кто?

Впрочем, можно вспомнить не только о писателях. Из мемуаров Георгия Константиновича Жукова:

«Когда мне исполнилось пять лет, а сестре шел уже седьмой год, мать родила еще мальчика, которого назвали Алексеем. Был он очень худенький, и все боялись, что он не выживет. Мать плакала и говорила: — А от чего же ребенок будет крепкий? С воды и хлеба, что ли?

Через несколько месяцев после родов она вновь решила ехать в город на заработки. Соседи отговаривали ее, советовали поберечь мальчика, который был еще очень слаб и нуждался в материнском молоке. Но угроза голода всей семье заставила мать уехать, и Алеша остался на наше попечение. Прожил он недолго: меньше года. Осенью похоронили его...»

И еще: «Однажды летом отец сказал:

— Ну, Егор, ты уже большой — восьмой год пошел, пора тебе браться за дело. Я в твои годы работал не меньше взрослого. Возьми грабли, завтра поедем на сенокос, будешь с сестрой растрясать сено, сушить его и сгребать в копны».

Как там пишет гражданин Печерин?

Играли радостные дети

В тиши родного уголка...

Изображение из открытых источников. Не советская пропаганда, из выступлений на Пироговской съезде, 1907 год. Дореволюционный источник.
Изображение из открытых источников. Не советская пропаганда, из выступлений на Пироговской съезде, 1907 год. Дореволюционный источник.

А вот еще из наших местных карельских реалий: «Даже во второй половине ХХ столетия от сельских жителей Карелии можно было услышать рассказы о том, как местные купцы помимо дров, сена, дичи поставляли в Петербург и живой товар. Они собирали малолетних детей у бедняков, обремененных большими семьями и отвозили их в столицу, где детский труд был широко востребован... Круковский рисовал удручающую картину, наблюдавшуюся при появлении скупщика ранней весной: «Стоны, крики, плач, иной раз — ругань слышны тогда на улицах безмолвных деревень, матери с бою отдают своих сыновей, дети не хотят ехать на неизвестную чужбину». Закон признавал необходимость обязательного согласия ребенка, отдаваемого в обучение ремеслу, или «в услужение»: «Не могут быть отданы дети родителями без собственного их согласия…». На деле же интересы детей в расчет, как правило, не принимались. Чтобы закрепить свою власть над ребенком, покупатели брали от родителей долговую расписку». (Полностью статью об этом явлении можно прочитать здесь).

А вот еще очень трогательный пассаж из стиха Печерина:

Не причинял вреда природе
Трудолюбивый наш народ.

А потом просто цитата: «В конце XIX века в результате массовой вырубки лесов и хищнического использования земель в черноземной полосе Европейской России проявляются «крайности степного климата» – жесточайшие суховеи и бури, черные зимы, когда вместе со снегом с полей сносилась и почва. Засухи стали обычным делом. В десятках губерний России люди умирали от голода, скот погибал от недостатка кормов и разваливались многие тысячи крестьянских хозяйств, на фоне развития эрозионных процессов происходило резкое снижение плодородия степных почв».

Нет, конечно, у каждого есть право на свою точку зрения. Каждый может с утра до вечера ненавидеть Тирана и колхозы. Сейчас это вполне безопасно. Только зачем врать самим себе?

ПОСТКРИПТУМ: Из книги Александра Саввича Панкратова «Без хлеба: Очерки рус. бедствия». Тоже не большевистская пропаганда!

Из открытых источников
Из открытых источников

Другая старая публикация на эту тему: Еще раз про Пришвина, большевиков и «польто с ботинками» | Александр Степанов | Дзен (dzen.ru)