В продолжение темы, поднятой в публикации «Русская литература как свидетель в пользу большевиков». В ней я рассказывал об одной из лучших книг Пришвина, «В краю непуганых птиц: очерки Выговского края», о том, какое она дает красочное представление о дореволюционной жизни в Карелии. О тяжком труде на сплаве, о том, как брали в кредит хлеб, как верили знахарям...
После этого в комментарии традиционно пришло несколько плакальщиков по «России, которую кто-то там потерял в 1917 году». Ничего нового они не написали, все те же идеи с запахом нафталина из 90-х. Мол, большевики обманули этих бедных крестьян... Ну почему же обманули? Уже следующее поколение жителей Карелии могло выбирать, идти ли им работать в лес, на сплав, или выбрать что-то иное. Крестьянские дети становились учителями, техниками, офицерами, да и просто грамотными горожанами и квалифицированными рабочими. В кредит хлеб не брали. Вместо знахарей появились ФАПы. И т.д.
Однако недавно эту тему хорошо разложил по полочкам Алексей Дьяков. В Дзене у него страницы нет, поэтому процитирую здесь его разбор заметки из газеты «Лоухский большевик» за 1938 год. Сначала читаем заметку жителя самого северного района Карелии:
Теперь большая цитата: «То, что пишет товарищ Иванов, имеет крайне глубокий, я бы сказал цивилизационный смысл. Пойдём не по порядку, товарищ Иванов не мастер складно писать.
Обратите внимание, что говоря о своей зажиточной жизни, товарищ Иванов ни словом не упоминает свои личные материальные ништяки. Он пишет, что его дети «носят польто и ботинки». Почему? Потому, что «польто и ботинки» у детей — не просто некое повышение благосостояния. Это переход на новый уровень жизни, причём не в плане потребления, а на новый концептуальный, не побоюсь этого слова, уровень. Это шаг из беспроглядной тьмы на свет.
Давайте поясню. Цитата из книги М.А. Витухновской «Российская Карелия и карелы в имперской политике России». (Что характерно, эта и следующая цитата относится к территории нынешнего Лоухского района и товарищ Иванов вполне мог быть героем одной из них). «Михайловское братство Архангельской епархии сообщает: «В кестеньгской школе, находившейся на содержании братства, обучалось 10 мальчиков-карел [на примерно 300 человек населения самой Кестеньги и ещё пару сотен населения близлежащих деревень]. В протоколе братства зафиксировано, что они «не только нуждаются в квартире и столе, но и не имеют обуви и вообще тёплой одежды». Совет братства был вынужден ассигновать 20 рублей на покупку обуви для учеников».
И ещё одна цитата, опять из документов Михайловского братства:
«...на организацию ремесленного класса требовалась тысяча рублей, а этой суммы у Совета братства не было. В качестве хотя бы частичной компенсации этого упущенного шанса члены Совета предложили обучать детей в Архангельске, с трудом добившись двух вакансий для них в ремесленных училищах города. Вопрос надолго повис в воздухе, т.к. редкие крестьяне могли решиться отправить своих детей так далеко, по плохим дорогам, в иноязычную среду. В конце концов, в 1908 году «при спросе мальчиков, из окончивших курс в Олангской школе, оказалось желающих отправиться в Архангельск для изучения ремёсел четыре человека», но из-за бедности их родителей им необходимо было выделить средства на дорогу и приобретение необходимой одежды и обуви».
Видите, где тут «польто и ботинки»? Твоим детям выпадает выигрышный билет, фактически с джекпотом, но они не могут забрать приз, потому, что не в чем дойти до кассы. И твои дети повторяют твою судьбу, и их дети также останутся в беспросветной тьме отчаяния, потому, что это замкнутый круг: нет ботинок — нет образования, нет образования — нет вариантов подняться, нет вариантов подняться — нет ботинок детям. Вы живёте в разных мирах с обладателями ботинок и польт. А наличие у твоих детей ботинок и польт говорит о том, что между ними и детьми, скажем, наркома, нет НИКАКОЙ принципиальной разницы.
То же и о «сахаре в накладку». Если ты жрёшь солому пополам с сосновой корой и запиваешь отваром из шишек, то твоя жизнь принципиально отличается от жизни кушающего лобстеров с трюфелями и запивающего это дело горячим шоколадом. Просто потому, что ты сдохнешь в 35, а поедатель лобстеров в 70. Но если ты ешь куриные потроха с гречкой, на другой день треску с рисом и запиваешь это компотом и чаем с сахаром, то принципиальная разница с поедателем лобстеров отсутствует, ибо организму нужны не понты, а жиры/белки/углеводы и прочие витамины с минералами. И переход от соломы с корой к курице с рисом — такой же скачок на новый цивилизационный уровень, как ботинки с польтом.
А теперь посмотрим на другой момент. На то, сколько внимания товарищ Иванов уделяет культурной повестке. Он сначала упоминает о том, что «газет и книг не видали», и только потом «заработок был низкий». И далее расписывает своё знакомство с «международным положением и социалистическим строительством». И это тоже свидетельство цивилизационного скачка в сознании лесоруба Иванова. Мир лесоруба Иванова ранее умещался в избушке с печкой по-чёрному. Теперь мир лесоруба Иванова НИЧЕМ принципиально не отличается от мира любого другого человека, вплоть до первых лиц государства от монархов до председателей Совнаркома. И лесоруб Иванов это особо отмечает.
И, конечно, последнее предложение в письме товарища Иванова, где он администрации напоминает, зачем она, администрация, нужна. И это тоже признак нового уровня лесоруба Иванова, кого бы он к чему призывал во время, описанное в первом абзаце».
Ссылка на весь текст - https://vk.com/wall5087763_19887
От себя лишь добавлю, что эта публикация показывает, почему даже в период самых страшных испытаний в 1941-42 годах советские солдаты продолжали сражаться, почему СССР выдержал и победил. В то время как российская императорская армия очень быстро развалилась, причем еще задолго до октября 1917 года.
Советские люди сражались не просто за Родину, а за тот строй, который дал им и их детям будущее.