Найти тему
alexunited

Учитель опять всем что-то должен

Недавно довелось прочитать возмущение коллег тем, что другие коллеги имеют наглость своим трудом зарабатывать деньги. Почему-то многие педагогические работники даже в XXI веке считают постыдным получать за свой труд больше, чем уборщица - и всячески стыдят тех, кто не согласен питаться святым духом и носить один и тот же костюм по двадцать лет. А ещё сильнее возмущают людей "всякие проходимцы", которые учат других, как зарабатывать.

Не смейте никого слушать! Пахать за копейки - это наше призвание!

Нет, тут надо заметить, что среди тех, кто предлагает научить зарабатывать, явно проходимцев подавляющее большинство, с этим трудно поспорить. Но иной раз даже от такого проходимца можно получить гораздо более мощный стимул к развитию, чем от болотных троллей, которым вечно не нравится, что другие их не слушают и требуют за свои (качественные и высокопрофессиональные) образовательные услуги высокую ставку. Например, я начал повышать цену за свои уроки только после того, как немного соприкоснулся с так нелюбимым многими здесь персонажем, который занимается увеличением дохода других репетиторов и, по многим признакам, относится к тем самым проходимцам.

Личный опыт: когда я повысил цену с жалкой 1000 рублей в час до 2500, у меня и учеников стало только если больше. Шах и мат всем, кто боится потерять своих любимых учеников за 700-800 рублей! (Разумеется, если вдруг качество ваших уроков не позволяет продавать их дороже, то это совсем другое дело.)
Личный опыт: когда я повысил цену с жалкой 1000 рублей в час до 2500, у меня и учеников стало только если больше. Шах и мат всем, кто боится потерять своих любимых учеников за 700-800 рублей! (Разумеется, если вдруг качество ваших уроков не позволяет продавать их дороже, то это совсем другое дело.)

В любой сфере экономики рынок устроен примерно одинаково: производитель (товара или услуги) ставит ту цену, продавая по которой он обеспечивает себе желаемый доход. Если у него снижается спрос, он может понизить цену, если спрос становится выше, то цена автоматически растёт. При этом он может и не оглядываться на цену конкурентов, потому что это далеко не единственная и не главная причина выбора клиентом, у кого покупать. Например, если в магазине лежит мягкая и вкусная булка "Красная цена", то я её куплю, не рассматривая бренды в два-три раза дороже, а вот на мороженое "Каждый день" и смотреть не буду, потому что оно несъедобное, предпочтя взять любое другое подороже.

Так же и с выбором врача/репетитора/сантехника: я возьму того, кто даст мне наилучший результат в рамках моего бюджета, а не того, кто выйдет с самым дешёвым из всех предложений.

Почему-то у многих репетиторов сложилось превратное понимание картинки мира: они первым делом изучают, какую ставку просят за аналогичную услугу их конкуренты, и называют это рыночной ценой, выйдя за рамки которой они, как им кажется, никогда не найдут клиента. Свято уверовав в этот ошибочный постулат, люди продолжают трястись над каждым клиентом и ставить себе всё больше ограничений. Например, ни в коем случае не повышать цену - а вдруг клиент не согласится, обидится, да ещё и отзыв негативный оставит! Согласился на цену - будь любезен пахать за неё всю жизнь до конца учебного года.

-2

Господа, запомните раз и навсегда: рыночная цена - это та, по которой у вас готовы купить. Если ваш образовательный продукт настолько хорош, что за него готовы платить 5к (10к, 20к...) в час - никто не может заставить вас продавать его за 500 рублей! Да, чем выше ценность продукта, тем меньше людей готовы его купить - и тем, соответственно, сложнее их найти и привлечь, но это не значит, что вы не имеете права попробовать и будете каким-то неправильным, когда у вас получится. Да, многие высококлассные преподаватели почему-то считают постыдным продавать свой продукт за достойную цену, вместо этого клеймят и критикуют тех, кто менее способен, но не боится ставить высокую ставку и учить достаточно качественно, при этом не живя в нищете. Почему-то многие, даже не воспитанные при советской власти, люди считают, что "художник учитель обязан быть голодным", а якобы "зажравшиеся миллионеры" преподают хуже, чем "подвижники-бессребреники".

Сытый голодного не разумеет.
Сытый голодного не разумеет.

На самом же деле всё наоборот: при прочих равных, более богатый учитель, не думающий о том, как выживать, не ищущий бесконечное число подработок для этого, способен научить намного эффективнее. И не надо придумывать никаких моральных установок. Если хочется сеять разумное, доброе, вечное, то можно в школе работать за копейки. Если хочется заниматься бизнесом, то нужно думать о качестве продукта и достойной компенсации своих затрат. Нельзя остаться и с чистой совестью, и при больших деньгах. Но можно производить качественный образовательный продукт и продавать его за те деньги, которых он стоит. И не жалеть тех, кто почему-то не может или не хочет его купить.

-4

Вы когда-нибудь видели, чтобы Илон Маск продавал "Теслу" по цене "Жигулей", потому что ему жаль тех, кто не может позволить заплатить полную стоимость? Может быть, адвокат, выигравший сотню процессов, пойдёт представлять ваши интересы за три рубля, потому что у вас больше нет? Или золотое колечко с бриллиантом в ювелирном магазине уценят до стоимости оловянного с подкрашенным стеклом?

Если где-нибудь увидите - скажите, я обязательно куплю девушке в подарок.

Так почему же в отношении образовательных услуг вдруг должны действовать какие-то другие законы? Почему учитель, в отличие от юриста, ювелира, врача и прочих профессионалов постоянно кому-то что-то должен, кроме того, чтобы качественно выполнять свою работу? Почему все вокруг берутся оценивать эту работу, ничего не зная о конкретном специалисте? Вот кондитер, пекущий торт за 100 рублей, догадывается, что у другого кондитера берут за 1000 рублей не такой же торт, хотя по объёму и закупленным ингредиентам они могут быть и похожи. А учитель, работающий офлайн за 1000 рублей в час, нередко считает коллегу, которому платят 10000 рублей за час онлайн-занятия, шарлатаном, не думая о том, что тот может быть действительно более сильным специалистом, а сам он тоже может сильно недооценивать ценность собственного продукта.

Взял случайный сайт: 6000 за 50 минут. Предмет ни за что не угадаете: сольфеджио. Онлайн.
Взял случайный сайт: 6000 за 50 минут. Предмет ни за что не угадаете: сольфеджио. Онлайн.

И почему-то каждый считает своим долгом поучать других делать так, как он. Даже я немного страдаю от этого недуга. Казалось бы, мог бы пройти мимо тех, кто брызжет желчью на успешных коллег и пытается их унизить и обесценить их работу (хотя бы в своих глазах), но почему-то лезу вразумлять, рискуя нарваться на негатив, потому что каждый из нас искренне убеждён, что только его опыт - единственно правильный и релевантный. Впрочем, я-то всегда открыт к критике (конструктивной и аргументированной), а потому моё мнение можно оспорить.