Виктор Вернов, сооснователь финтех-платформы ROWI:
В последнее время идет много разговоров о важности банковской экосистемы и о той ценности, которую она создает. На мой взгляд, экосистема не является обязательным условием победы. В первую очередь важно определиться, чего банк или иная структура хочет добиться с помощью экосистемы: расширить перечень услуг или повысить их качество, создать синергию между ними. Далеко не все экосистемы первого типа смогут развиваться, потому что их успех зависит от «зонтика» бренда либо продуктов, которые составляют ядро бизнеса. Для банков это в первую очередь банкинг. Экосистемы для банка – это во многом расфокусировка, отвлечение от основной деятельности.
Экосистема – это не ключ от всех дверей, а возможность, которая будет реализована только если все компоненты экосистемы не просто грамотно управляются, но и содержат в себе и клиентский сервис, и очень качественный конкурентный продукт, сильную и самостоятельную команду. Если компания не может сказать про все компоненты экосистемы, что это хороший продукт сам по себе, объединение их в одну группу не решит эти проблемы.
Любое масштабирование может быть либо вглубь, либо вширь. Вглубь – в рамках одного сегмента за счет разработки новых технологий, за счет большего проникновения в кошелек или в сердце клиента. Либо масштабирование вширь – за счет инвестиций, покупки банками других бизнесов и интеграция их в свою экосистему. Создание экосистем во многом обусловлено обманчивой привлекательностью масштабирования вширь, когда отдача на капитал в текущей нише начинает снижаться, либо ниша оказывается занятой.
В этом случае появление экосистемы – это формальный ответ на гиперконцентрацию капитала у какого-то банка либо структуры.
Это еще и подсвечивает разный подход акционеров и менеджмента. Менеджмент всегда будет за экосистему, поскольку экосистема означает большее количество бизнесов для контроля, повышение объема и сложности системы для управления. Акционеры, прежде всего, хотят понимать метрики, почему экосистема принесет им больше дивидендов в будущем, а у менеджмента не всегда есть на это ответ.
На мой взгляд, на уровне менеджмента и команды сегодня намного важнее фокусироваться на одном направлении или одном сегменте аудитории. Сохранение этого фокуса дает хорошую финансовую отдачу. Центральные банки и России, и других стран тоже ждут от банков фокуса на кредитовании и, что особенно важно, на кредитовании не связанных бизнесов.