Найти тему
Елена Голяковская

Магия русская VS магия европейская: из научного исследования экономики России XVII века

Магия в России имела свои особенности, которые делают ее изучение особенно заманчивым: она может служить для лучшего понимания повседневной жизни рядовых жителей Русского государства в XVII веке.

Что отличает Россию на общем фоне?

1. В России 75% обвиняемых были МУЖЧИНАМИ, в отличие христианского Запада (от Польши до Новой Англии), где в колдовстве обвинялись почти исключительно женщины.
2. В России связь между колдовством и САТАНОЙ (которая на Западе считалась неопровержимой исходной посылкой) оставалась нечеткой и редкоупоминающейся.
3. Тревоги и ЗАБОТЫ, заставляющие русских людей прибегать к магии, во многом не совпадали с теми мотивами, которыми руководствовались жители Западной Европы.

Жители Московского государства придавали большое значение магии даже в отсутствие теоретической модели (вмешательство дьявола, язычников и т.п.), не связывали зло с принадлежностью к тому или иному полу. Магия пропитывала все общество насквозь, практиковалась повсюду, на всех уровнях. Но человек оказывался в суде лишь по подозрению в причинении вреда магическими средствами.

Про связь русской магии с дьяволом отдельно и потом, а сейчас о том, зачем прибегали к магии.

Бесплодие, болезни, смерть и пропитание - как и в Европе - были важными поводами для магического вмешательства, благотворного или вредоносного. Но все же основная причина была в другом.

Основная категория проблем, обнаружившая себя в судебных материалах против колдунов в России XVII века - ПРОИЗВОЛ И БЕСЧИНСТВА внутри иерархической системы.

Магия была средством осознать свое тяжелое положение жертвы патриархальных отношений, крепостной зависимости, социального неравенства - и хоть немного улучшить это положение.

К магии прибегали люди всех сословий в надежде избавиться от старшего по положению, склонного к жестокости, или смягчить его нрав любыми средствами:

“Пусть муж будет ласков со мной и перестанет меня бить”,
“Пусть родня мужа меня полюбит”,
“Пусть хозяева не мучают меня огнем и цепями”,
“Пусть судья примет решение в мою пользу”,
“Пусть царица заступится за меня”,
“Пусть Пусть военачальник не посылает меня на верную смерть”.

Вот она, суть русской магии: воображаемое + сплетенное с суровой физической реальностью + со структурами и ограничениями повседневной жизни.

Каждый на любой ступени социальной пирамиды испытывал острейшую потребность в том, чтобы повлиять на волю старшего по положению, и не имел для этого никаких других средств.

Магия была порождением ОТЧАЯНИЯ, неразрывно связанного с общественным порядком.

В России XVII века любые властные отношения - экономические, политические - определялись личными отношениями, основанными на покровительстве и зависимости. Подданные царя подразделялись и определялись по тому, кто был их покровителем или хозяином. Предельно персонализированные отношения давали возможность просить вышестоящего о милости и защите. Различия между общественным и частным размывались до предела, и личная зависимость порождала эксплуатацию и уродливое насилие там, где родственные связи создавали опасную близость.

Русские заговоры отражают упорное стремление выжить в мире, где власть и политика целиком зиждились на личностных отношениях.

Интересно, что существовало общее (не законодательное) понимание того, где должны проходить границы насилия. До какой степени жестокость и мучения приемлемы, и где начинаются крайности. Магия применялась именно в этих точках перехода за пределы допустимого. То есть колдовство служило для надзора за соблюдением норм и обязательств, для сдерживания произвола.

В России XVII века применение магии было свидетельством злоупотребления иерархическим положением, средством диагностики властных отношений.

Магией пользовались не только бедные и неграмотные, поэтому в России никто не мог позволить себе такой роскоши, как чувствовать себя в безопасности от колдовства. Более того, никто из обитателей Московского государства (по крайней мере, в судебных материалах того времени) не выказывал сомнений относительно реальности магии.

Все участники судебных процессов воспринимали магию как средство исправления системы, начавшей работать с перебоями. И обвиняемые, и обвинители, и приказные, и судьи, и свидетели озвучивали чрезвычайно сходные между собой взгляды на колдовство.

Только в XVII веке начались официальные колдовские процессы, от которых сохранилась документация. Государственные суды слушали дела о колдовстве вплоть до 1760-х гг, пока Екатерина II не положила конец этой практике и не объявила колдовство и суеверие незначительными правонарушениями.

*

Валери Кивельсон, Магия отчаяния. Моральная экономика колдовства в России XVII века. 2020

*

Очень интересный документальный взгляд на русские магические практики, не относящиеся к дворовому хозяйству и семейно-родовым отношениям.

Продолжаю изучать интересное про применимые для жизни магические практики и полевое взаимодействие с миром на стыке с психологией, экономикой и общественным дискурсом.

Продолжение следует.

--------------------------------

Мой ютьюб-канал - ЗДЕСЬ

Мой канал в Телеграм - ЗДЕСЬ

Моя страничка в Вконтакте - ЗДЕСЬ

Благодарю вас за подписку, лайки и комментарии, которые вы пишете!