Важнейшим эсхатологическим мотивом раннехристианского искусства является Этимасия (греч. ἑτοιμασία – готовность) – Престол уготованный, символ невидимого присутствия Бога.
Богословское понятие Престола, приготовленного для Второго пришествия Христа, грядущего судить живых и мертвых, основано на словах Псалтири:
«Он приготовил для суда престол Свой, и Он будет судить вселенную по правде» (Пс. 9, 8–9)
«Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает» (Пс. 102, 19).
Раннехристианская иконография символа Парусии (Пришествия Христа) включает в себя трон, на котором установлен крест и на который возложены царственные одежды Христа и венец.
Этот иконографический образ появился не ранее конца IV – начала V века. Одно из ранних изображений Этимасии – рельеф начала V века константинопольского происхождения из Берлинского музея.
Из ранних сохранившихся художественных образов Этимасии исключительное место занимает мозаичное изображение из римской базилики Санта-Мария-Маджоре (432–440 гг.). По сторонам от сияющего драгоценными камнями Престола уготованного стоят апостолы Петр и Павел. Предстояние Престолу – не только славословие Богу, но и моление, предстательство за род человеческий.
На мозаике конца V века Арианского баптистерия в Равенне символ Этимасии является смысловым центром торжественной процессии апостолов. Апостолы с венками в руках идут по кругу к Престолу уготованному.
Продолжение следует...
❤️Благодарим вас за внимание! Подпишитесь на канал, чтобы нас не потерять. Мы всегда на связи. Постараемся ответить на все интересующие вас вопросы.