Найти в Дзене
Арт КомодЪ

Когда сопрано и тенор без границ, счастье - не сон. «Дворцы Санкт-Петербурга» на марше

Значит, счастье - не сон.

Оно здесь.

Оно будет возможно,

Когда выпадет снег…

(©️Черубина Де Габриак)

***

Снег в Петербурге даже в избытке. Почти жемчужно-блестящий. Значит, и счастье - не сон?

Привет, Декабрь. Не только мандарины и кофе с корицей несешь - концерты, спектакли, балы и сказочные огни ночного города в ожидании заката года непростого. В ожидании года Нового. Дай Бог, счастливого.

Сольный концерт Барбары Фриттоли (итал. Barbara Frittoli. Италия, сопрано, род. 1967) в рамках фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга». Мраморный зал Российского этнографического музея. Этот зал памяти императора Александра III не имеет аналогов в петербургской архитектуре: площадь – почти 1 000 кв. м, потолок из хрустальных (!) плиток (двуглавые орлы и дубовые листья)… Красота торжественная, совершенная.

А как здесь с акустикой? Вопрос не праздный - ведь играет симфонический оркестр, плюс вокал. Отражения и резонанс неизбежны?.. Рискованное предприятие, однако. Но не для Марии Сафарьянц. Ох, уж эта Сафарьянц, организатор, нет, душа фестиваля, - неутомима, бодра, мила и решительна. Огонь! 

30 лет исполнилось уникальному фестивалю в этом сезоне. 30 лет музыкальных открытий в чудесных дворцах Петербурга. Вот попробуйте повторить! Попробуйте так рискнуть.

 Мраморный зал Этнографического музея. 03.12.2023
Мраморный зал Этнографического музея. 03.12.2023

***

Недавно (не без грусти) писала о пуританах на сцене Концертного зала Мариинского в одноименной опере. Сегодня тоже оперный концерт по сути, но вот ведь совсем другой коленкор.

В ариях великих итальянцев - без костюмов, декораций и партнеров - можно, оказывается, плакать, смеяться, страдать… Это Барбара Фриттоли, «вердиевское сопрано» - высокий титул по праву принадлежит этой статной диве. 

Что за голос!? Густой, сильный, уверенный. Какое легато!.. Тут понимаешь, что именно тебя не устраивает, когда слушаешь молодые сильные голоса на лучших отечественных сценах - нет легато. А голос часто есть…

В Италии такие голоса, как у Барбары, называют тенорами, даже если номинально это сопрано. Тенор в Италии значит певец настоящий. Вот вчера и был вечер настоящих теноров: в конце спектакля (ну, не поворачивается язык назвать это фантастическое представление концертом) к итальянке из Милана Барбаре присоединился наш Владимир Дмитрук. 

Несмотря на все трудности с границами и еще кое-чем, чему нет названия, Барбара Фриттоли прибыла в Петербург. Сначала прилетела в Хельсинки (а границы-то закрыли, и для иностранцев!), пришлось лететь ей из Хельсинки в Таллин, а потом уже «в кибитке» в Петербург… О, времена…

-2

Дирижировал оркестром Санкт-Петербургской государственной консерватории тоже итальянец - Стефано Виньяти. Оттого, похоже, Верди, Пуччини, Масканьи звучали не просто блестяще, а аутентично. И какая школа нашим молодым музыкантам! Тут опять низкий поклон Марии Саркисовне Сафарьянц. Петербургская консерватория и ее альма-матер.

Оркестр СПб консерватории перед концертом. Этнографический музей, СПб (03.12.2023)
Оркестр СПб консерватории перед концертом. Этнографический музей, СПб (03.12.2023)

Культура должна жить без национальных границ (и ярлыков, которые «щедро» раздают политики и влиятельные блогеры друг другу в наши дни…). Сложные ситуации простых решений не знают. Работать надо, господа хорошие. Профессионально работать. Всем.

***

Барбара Фриттоли поет на лучших оперных сценах мира. Она считает, что опера – особое искусство и несправедливо вытаскивать ее на стадион. А вот дворцы - самое подходящее место для оперного пения. Барбара известна своей требовательностью - к себе, в первую очередь, и к партнерам по сцене: она просто подходит и спокойно говорит, что именно ей не нравится. Никакого закулисья и интриг. Высокая планка профессионала. Она и в Петербурге так поступила, спев первую арию: указала аккуратным (но внятным) жестом организаторам на микрофоны, попросив (без слов) снизить громкость.

Похоже, Россия ей близка и понятна не только как итальянке: у нее был роман с большим и ярким российским певцом (это не я придумала, это Википедия пишет, прочитаете сами, если заинтересует). Так или иначе, а роман Барбары Фриттоли с взыскательной российской публикой в Петербурге состоялся. Роман взаимный. Это имя, эту стать и прямой взгляд уже не забудешь теперь. 

Barbara Frittoli
Barbara Frittoli

***

А что же за тенор, что был под стать нашей мировой звезде? 

Владимир Дмитрук, родился в Минске в 1987. Поет на сценах Большого театра и Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Очень живой кавалер и партнер прекрасной дамы. Тенор и тенор!

Дуэт Сантуццы и Туриддо из оперы «Сельская честь» на 15 минут заколдовал зал. До слез. Катарсис.

Поклоны. Владимир Дмитрук, Барбара Фриттоли, Стефано Виньяти. Мраморный зал Этнографического музея
Поклоны. Владимир Дмитрук, Барбара Фриттоли, Стефано Виньяти. Мраморный зал Этнографического музея

В одном из интервью Владимир Дмитрук поделился своим секретом успеха и любви к импровизациям на сцене: «На мой взгляд, когда ты боишься проявить инициативу – это зажим. Но, конечно, всё должно быть без фанатизма. Взять стул и разбить его об голову, объясняя, что погрузился в эмоции, это явно перебор. Артист должен быть честен со зрителем. Если ты венецианский купец, пусть ты поёшь в хоре, ты должен быть венецианским купцом: и осанка, и поза, и петь должен соответствующе».

Владимир Дмитрук. Тенор
Владимир Дмитрук. Тенор

Вот и я так считаю, оттого ожидания мои иногда не совпадают с действительностью. Зрители тоже имеют право на высокую планку.

И вот еще штрих к портрету этого удивительного певца: «Я отдыхаю только в тишине. Мне нужно что-то делать руками. У меня есть гравировальный станок. Люблю шлифовать металл. Раньше делал ножи, ковал. Но ковка не очень хорошо сказывается на верхних дыхательных путях. Потому что, когда уголь разогреваешь, оттуда летит шелуха и ты ей дышишь…»

Такие вот тенора случаются - шлифующие металл: певец с сильным голосом, потрясающим легато, свободой на сцене, вниманием к партнеру, азартом. Браво! 

На бис от Владимира Дмитрука прозвучала весьма характерная ария из «Риголетто». Подходящая к звонкому образу певца.

***

…Как же не хотелось уходить из этого зала с высокими сводами, с этими стройными колоннами.

Бокал шампанского был всем зрителям в подарок от организаторов фестиваля - как «утоли мои печали».

И этот бал окончен, но шарм его останется с тобой. Как Париж?.. Или площадь Искусств в предрождественских по-петербургски стильных огнях.

Значит, счастье - не сон.

©️Мила Тонбо 2023

Другие отзывы и рецензии автора на театральные и музыкальные спектакли (а также киноновинки) отечественных и зарубежных постановщиков (исполнителей) в подборке «Театральная гостиная»