Какую самую страшную морскую катастрофу мирного времени вы знаете? Скорее всего большинство назовут всемирно известную трагедию лайнера Титаник, произошедшую 14 апреля 1912 года. Тогда в морской пучине погибло 1517 человек.
А знали ли вы, что 20 декабря 1987 года в филиппинских водах произошла катастрофа, которая по количеству жертв оставила далеко позади трагедию 1912 года? Тогда тысячи людей утонули и сгорели заживо в морской пучине. Но как можно сгореть в морской пучине? В этой статье я расскажу об этой трагедии.
«Азиатский Титаник», пассажирский паром Донья Пас
Основным видом транспорта между филиппинскими островами всегда были паромы. Паром — это самый дешёвый способ добраться с одного острова на другой, а в условиях нищего населения, зачастую это — единственный способ. 20 декабря 1987 года, в 06:30 утра по местному времени, пассажирский паром Донья Пас отчалил из порта города Таклобан, на острове Лейта в направлении Манилы.
В канун рождественских праздников всегда наблюдается пассажирский ажиотаж. По документам паром Донья Пас мог перевозить 1518 пассажиров. Но как выяснилось позже, команда судна дополнительно продавала места мимо кассы, вследствие чего на пароме оказалось более 4000 человек, превысив разрешенное количество пассажиров примерно в 2.5 раза.
По словам филиппинского военного Лутгардо Ньедо, который был в числе пассажиров этого судна, людей было так много, что паром немного кренился на один борт. Многие располагались по три человека на одной койке, другие занимали все свободное место в проходах и на палубах судна. Люди были готовы терпеть неудобства на протяжении 24-часового маршрута, лишь бы поскорее попасть к своим родственникам в Манилу.
Другая пассажирка по имени Алудия Баксаль рассказывала, что из-за огромного количества людей невозможно было передвигаться по коридорам и палубам. Всё было забито людьми и багажом. Многим приходилось стоять. А те, кто сидели на полу, не могли даже прилечь, так как для этого не было места. Дети плакали. Условия были крайне стесненными, но многие понимали, что такое неизбежно в канун праздников.
Одним из тех, кто неофициально пробрался на паром был Педро Сорема. По его словам, большая часть всех пассажиров была такими же безбилетниками как и он.
Из-за того, что толпа желающих была слишком большой, команда судна не считала всех безбилетников. Скорее всего, они просто очень радовались тому, что перед рождественскими праздниками смогут заработать черный нал на таких пассажирах. Имя Педро Сорема, как и многих других таких же, не значилось в судовом журнале.
В списках не значились даже сотни филиппинских военных(батальон), среди которых был упомянутый выше Лутгардо Ньедо. Это нужно знать для понимания масштабов превышения количества пассажиров на Донье Пас.
Но переломным моментом в этой трагедии стало не количество пассажиров. Море в то время был спокойным, судно не превышало допустимую скорость и скорее всего оно смогло бы благополучно добраться до конечной точки своего маршрута. И добралось бы, если бы не появление второго судна, а именно — нефтяного танкера «Вектор». Это был небольшой моторизированный танкер, который перевозил 8800 баррелей нефти и нефтепродуктов из порта Лимаи Батаан на остров Масбате.
Около 10:30 вечера 20 декабря 1987 года, два судна столкнулись в открытом море в районе мыса Думали в проливе Таблас между Мариндуком и Восточным Миндоро.
Вот как эти события описывал один из очевидцев, пассажир парома Донья Пасс Сальвадор Баксаль.
«Я стоял у поручней и мочился с борта судна. Когда я увидел танкер, то подумал, что это была рыбацкая лодка с множеством огней(которые необходимы для ловли рыбы в темное время суток). Но затем я обратил внимание, что лодка очень сильно приблизилась к нашему парому. Мне стало понятно, что мы сейчас столкнемся»
Произошло столкновение двух кораблей. Сильнейший толчок, грохот и лязг железа разбудил всех пассажиров парома Донья Пас. Некоторые увидели яркую огненную вспышку по левому борту. Произошел взрыв топлива на танкере. Нефть стала разливаться а огонь поглощал Донью Пас.
В панике люди пытались спастись от огня, перемещаясь в закрытые каюты и к центру парома, не понимая, что этими действиями они отрезают себе путь к спасению. Внутри творилось настоящее столпотворение. Люди кричали и рыдали, пока огонь быстро пожирал судно. Всё было в дыму. Тысячи людей оказались в огненной ловушке.
Те, кто находились на бортах парома стали прыгать в воду. Никто и не думал о спасательных жилетах, так как на это просто не было времени. Огонь и дым буквально обволакивали судно. Но оказавшиеся в воде люди еще не знали, что столкновение произошло с нефтяным танкером, и что топливо стало распространяться по поверхности воды.
Огонь перекинулся на разлитое топливо. Вода запылала. Пытаясь спастись от огня на пароме, люди снова попадали в огонь, но уже в воде. Началась гонка с огнем за выживание. Чтобы выжить приходилось очень быстро грести в противоположную сторону от горящих кораблей. Когда огненная волна приближалась, необходимо было нырять и проплывать опасный участок под водой. Эта смертельная гонка продолжалась на протяжении примерно одного километра от места столкновения. Хотя в воде оказались сотни людей, спастись в этой горящей морской пучине смогли только 26 человек. Это 24 пассажира парома Донья Пас и 2 члена экипажа танкера Вектор.
— Под водой вы можете почувствовать жар от огня. Это словно находишься в кипятке. Я думал что моё тело взорвется от температуры — Вспоминал Сальвадор Баксаль.
Он был опытным рыбаком и ныряльщиком, благодаря чему смог спастись. Но вот помочь кому-то еще он был не в состоянии. Ему лишь оставалось беспомощно наблюдать как мимо него проплывали тела погибших в этом пекле. Во время прыжка он упустил свою дочь, но она смогла спастись. Также как и её отец, Алудия продолжала нырять под воду, пытаясь избежать обжигающего пламени. Но люди не могут дышать под водой, поэтому когда она выныривала, чтобы сделать глоток воздуха, огонь обжигал её. Услышав крики своего отца она приблизилась к нему. Счастливый отец схватил её за руку, но поскольку рука девушки обгорела в огне, то он почувствовал как её кожа сползает. Превозмогая боль они еще около часа гребли подальше от места катастрофы.
Изначально власти полагали, что на борту находилось около 1500 человек, но весь ужас трагедии стал понятен позже, когда выяснилось, что на борту парома Донья Пас находилось более 4000 человек.
Где были службы спасения?
Береговая охрана смогла узнать о трагедии только через 8 часов после столкновения. Еще 8 часов понадобилось, чтобы добраться к месту катастрофы. Но в это время спасать было уже не кого, так как оба судна очень быстро пошли ко дну. Если бы не проходящее рядом судно Донья Клаудио, команда которого увидела взрыв от столкновения кораблей, то возможно выживших было бы и того меньше. Примерно через час после столкновения и взрыва Донья Клаудио нашла группу выживших и с помощью рыбацких сетей экипаж поднял обессиленных людей на борт.
Многие из спасенных очень сильно обгорели. У дочери Сальвадора Баксаля были ожоги третьей степени.
Также огромной удачей оказалось то, что в воде на группу выживших не напали акулы, которых очень много в тех местах. К примеру, позже, многие тела жертв столкновения были найдены с укусами от акул.
Кто виноват?
Эта трагедия взорвала филиппинскую общественность! Родственники жертв и другие неравнодушные граждане требовали от властей ответы. Повлияло ли количество пассажиров Доньи Пас на затруднение маневренности судна? Мог ли экипаж Вектора избежать катастрофы? Кто понесет ответственность и будет выплачивать страховые взносы родственникам погибших? Нужно ли выплачивать компенсацию тем, кто оказался на пароме неофициально? Множество вопросов, найти ответы на которые очень трудно. Тем более никто из членов экипажа парома Донья Пас не выжил. А 2 члена экипажа Вектора спали, когда произошло столкновение, а поэтому не могли знать, что происходило на капитанском мостике.
Следователи решили копать глубже. Так они смогли опросить первого капитана танкера Вектор, который сообщил им, что рулевое управление танкера было неисправным, вследствие чего судном было сложно управлять. Для управления рулем требовалось два человека. Такая неполадка действительно могла привести к столкновению, так как Вектор просто не мог оперативно маневрировать. Дело в том, что при маневрировании судном, на борту включаются топовые огни: ход налево — красный свет, ход направо — зеленый свет, движение прямо — белые огни. Неисправность руля на Векторе могла привести к зигзагообразному ходу и смене огней, что в свою очередь могло запутать рулевого на пассажирском пароме. К тому же выяснилось, что капитан Вектора имел просроченную лицензию, а команда не обладала должными навыками и квалификацией(на мостике отсутствовал сертифицированный наблюдатель). Как можно было разрешить выход судна с таким неквалифицированным экипажем? Да просто разрешительная документация отсутствовала. Вина экипажа Вектора стала основной версией, приведшей к катастрофе. Но почему экипаж парома просто не обошёл движущееся зигзагообразно судно стороной? Ведь по международному морскому правилу в случае сближения оба судна должны резко изменить свой курс на правый борт. К тому же, все суда должны снабжаться радиостанцией. Если они находятся в поле зрения друг друга, экипажи могут связаться друг с другом по радиосвязи. Но радиостанции на обоих судах не работали. У Вектора была просрочена лицензия на радиосвязь, а у парома Донья Пас она вообще оказалась поддельной. Экипажи не могли связаться.
Позднее стало известно, что экипаж парома мог вовсе прозевать надвигающуюся катастрофу, так как по словам некоторых выживших очевидцев, на капитанском мостике была вечеринка. Экипаж слушал музыку, а капитан отсутствовал на своем месте и смотрел кино на видеомагнитофоне в своей каюте. Функции капитана выполнял старший помощник.
Превышение количества пассажиров следователи исключили из списка причин, приведших к катастрофе. Всю вину возложили на экипаж Вектора.
Транспортная компания выплатила по 400$ семьям погибших пассажиров, которые числились в судовом журнале. Только 2 семьи, родственники которых не были указаны в судовом журнале, смогли высудить компенсацию у компании владельца танкера Вектор.
По последним подсчетам, проведенным Федеральным Бюро Расследований в катастрофе погибло 4341 человек. Эта трагедия является самой смертоносной из всех морских катастроф мирного времени.
В 2019 году исследовательское судно Пола Аллена обнаружило затонувший Вектор и паром Донья Пас на дне залива, недалеко от места катастрофы.