В коммуникации мы всегда обращаем внимание на свои чувства: мне грустно, обидно, я злюсь и так далее. Он меня довел, козел неприятный! И действительно бывают собеседники так себе, они орут, презрительно зыркают и всячески нас обижают. Но, как правило, у них на это есть причина. Ого! Сюрприз! Еще больший сюрприз заключается в том, что если обратить внимание на эту причину, договориться можно почти с кем-угодно.
Пример:
К вам пришел ругаться ваш босс:
-Коля, ты, блин, подготовил ужасный отчет! Все очень плохо, переделай все сначала! И чтобы сегодня до 00:00 все было готово.
Вы его, конечно, ненавидите, грустно идете переделывать то, не знаю, что. А завтра история повторяется еще раз.
Или может быть вы орете в ответ, что он вас задолбал, хлопаете дверью и увольняетесь.
Оба варианта так себе.
Что можно сделать в этой ситуации, чтобы она разрешилась конструктивно?
1. Найдите причину эмоций человека.
Может быть ваш босс сегодня этот отчет должен отнести еще более важному боссу и сам нервничает?
Может быть вы уже 10 раз приносите плохой отчет и ему это надоело?
Может быть у него какой-то нерабочий стресс - жена бросила, собака заболела, не ел сутра ни крошки.
2. Не выносите оценок.
Вообще не важно, как вы относитесь к причине, которую нашли. Вы можете считать, что это полный бред, а не причина. Или что она не оправдывает крики и оры. Это все равно, главное, что она сейчас влияет на ход общения и ее нужно устранить.
3. Назовите причину вслух, чтобы стравить негатив.
- Похоже ты очень злишься, что все пошло не так с этим отчетом
- Тебе, наверное, сегодня пришлось 10 отчетов уже отредактировать, ужас!
-Понимаю, что тебя бесит, что опять отчет неидеальный
4. Переходите в конструктивное русло.
- Скажи, пожалуйста, что именно ужасно и нужно исправить в отчете?
The End
Что мы сейчас сделали?
Промаркировали эмоции человека. Это снижает конфронтацию, т.к. мы проявили понимание. Из позиции противостояния договориться нельзя.
Когда конфронтация снижена, можно переходить к конструктиву. Что реально нужно переделать, в чем проблема?
Сложность маркировки чувств в том, что мы обычно вообще не хотим понимать мотивы и эмоции другого человека. А они у него вообще-то есть! Они могут быть тупыми, неконструктивными, непонятными, да ради бога. Не обязательно любить человека, чтобы с ним договориться, но очень полезно понимать его мотивы и цели.
Подписывайся, чтобы узнать больше про конструктивное общение!
Катя❤️