Найти в Дзене
Бизнес-секреты

Пошаговый план: как открыть бизнес по франшизе

Оглавление

Рассказываем, как найти и проверить франшизу, чтобы не потратить деньги зря

Франшизы часто выбирают начинающие предприниматели: так открыть бизнес проще, чем с нуля, не нужно самому искать поставщиков, обучать сотрудников и подбирать помещение.

В статье разбираемся, где искать подходящие франшизы и как их проверить перед покупкой, чтобы не заключить договор с мошенниками.

Что такое франшиза

Франчайзинг — это право работать под брендом и использовать его технологии и бизнес-модель. Продавец франшизы называют «франчайзер», а покупатель — «франчайзи».

Как работает франшиза. Франшизы устроены по одному принципу: франчайзер помогает владельцу компании открыть такой же бизнес. Если у франчайзера возникли проблемы в процессе, владелец франшизы консультирует по любым вопросам и проводит обучение.

Какие расходы ждут франчайзи. Франчайзи должен заплатить за пользование брендом и помощь франчайзера — это называется паушальным взносом. После покупки франшизы нужно регулярно платить отчисления с оборота — роялти.

Где найти подходящую франшизу

Есть несколько мест, где искать франшизу безопасно:

  • в каталогах франшиз;
  • по рейтингам франшиз;
  • на выставках.

Каталоги франшиз. Это онлайн-сервисы, которые размещают предложения по продаже франшиз, например, Franshiza, Topfranchise.

На этапе выбора франшизы можно оценить бюджет и инвестиции в первые месяцы работы
На этапе выбора франшизы можно оценить бюджет и инвестиции в первые месяцы работы

Прежде чем изучать франшизы, проверьте каталог: обратите внимание на интерфейс сайта — он должен быть современным, понятным и удобным для пользователей. Посмотрите, насколько каталог живой, можно ли связаться напрямую с франчайзером.

Рейтинг франшиз. В рейтинги попадают франшизы по определенным параметрам:самые популярные на рынке, самые опытные, самые активные. Рейтинги франшиз можно найти в каталогах или в СМИ, например на сайте РБК или Forbes.

Каждый портал собирает рейтинги франшиз по разным параметрам. Например, РБК обращает внимание на количество контрактов за все время существования франшизы, количество заключенных и расторгнутых договоров
Каждый портал собирает рейтинги франшиз по разным параметрам. Например, РБК обращает внимание на количество контрактов за все время существования франшизы, количество заключенных и расторгнутых договоров

Выставка франшиз. Это офлайн-мероприятие, где разные бренды представляют свои франшизы. Здесь франчайзи могут пообщаться с представителями компаний, узнать условия и выбрать концепцию для своего бизнеса.

Самая известная выставка франшиз в России — BuyBrand Expo. Из региональных выставок есть Franch Region и Franch-City.

Что проверить перед покупкой франшизы, чтобы не потратить деньги зря

Новые франшизы часто выглядят привлекательно и обещают предпринимателю большую прибыль. Но на деле покупка может обернуться пустой тратой денег. Чтобы такого не случилось, нужно проверить франшизу и владельца перед покупкой.

Вот что должен сделать франчайзи:

  • запросить финансовую модель — она поможет оценить состояние бизнеса, спрогнозировать выручку и прибыль, посчитать, сколько денег понадобится на запуск;
  • оценить маркетинговую модель — она должна ответить на вопрос: откуда возьмутся клиенты. Нужно запросить у франчайзера маркетинговый план, узнать, кто отвечает за продвижение, попросить ориентировочные показатели;
  • оценить качество товаров и услуг франчайзера — посетите точки франчайзера и его партнеров, например как тайный покупатель. Посмотрите, как работают заведения, какой сервис там оказывают, как устроено помещение внутри;
  • посмотреть судебные дела франчайзера — узнайте, были ли у франчайзера суды с партнерами или поставщиками. Есть специализированные ресурсы, где можно проверить, с кем и по какому поводу судилась компания;
  • пообщаться с владельцем франшизы лично — посмотрите, насколько франчайзер заинтересован: готов ли уделить вам время, внимательно ли вас слушает, как отвечает на ваши вопросы;
  • поговорить с действующими франчайзи — они прошли путь запуска бизнеса по франшизе и могут рассказать о реальном положении дел. Спросите у них, окупилась ли финансовая модель, получили ли они заявленную поддержку, как франчайзер решает проблемы, есть ли трудности;
  • отзывы — почитайте, что пишут о франшизе в открытых источниках, в социальных сетях и тематических форумах.

Как заключить договор с франчайзером

После проверки и исследований можно переходить к покупке франшизы и заключать договор. Он закрепляет права и обязанности франчайзера и франчайзи, помогает защитить права и интересы обоих партнеров, уменьшить количество разногласий и недопониманий в будущем.

В законодательстве нет понятия «договор франчайзинга», есть «договор коммерческой концессии» — самый распространенный вид договора при покупке или продаже франшизы.

пункты, которые обязательно нужно включить в договор:

  1. Предмет договора. Здесь прописывают, что, в каком количестве и на каких условиях франчайзер передает покупателю.
  2. Права и обязанности. В этом разделе прописывают права и обязанности сторон. Например, франчайзер вправе менять стандарты и регламенты или вовсе расторгать договор, если партнер нарушает его условия. В свою очередь франчайзи может использовать товарный знак, имя бренда и продукцию франчайзера, вносить предложения по усовершенствованию работы бизнеса.
  3. Порядок расчетов. В пункте указывают размер, срок и порядок выплаты паушального взноса, с какого момента его нужно платить: с момента заключения договора или после открытия точки. Также прописывают размер и порядок уплаты роялти.
  4. Ответственность. Здесь прописывают порядок урегулирования ситуаций при нарушении условий договора. Например, размер неустойки, если франчайзи просрочил оплату.
  5. Форс-мажор. Раздел перечисляет обстоятельства, при которых стороны освобождаются от ответственности за невыполнение обязательств. Обычно это стихийные бедствия, эпидемии, войны.
  6. Изменение или досрочное расторжение. Здесь прописывают, на каких основаниях можно расторгнуть договор. Чаще всего это делают по соглашению сторон или по условиям, которые прописаны в договоре.

Больше полезных статей на сайте Бизнес-секретов.