Рассказываем, как найти и проверить франшизу, чтобы не потратить деньги зря
Франшизы часто выбирают начинающие предприниматели: так открыть бизнес проще, чем с нуля, не нужно самому искать поставщиков, обучать сотрудников и подбирать помещение.
В статье разбираемся, где искать подходящие франшизы и как их проверить перед покупкой, чтобы не заключить договор с мошенниками.
Что такое франшиза
Франчайзинг — это право работать под брендом и использовать его технологии и бизнес-модель. Продавец франшизы называют «франчайзер», а покупатель — «франчайзи».
Как работает франшиза. Франшизы устроены по одному принципу: франчайзер помогает владельцу компании открыть такой же бизнес. Если у франчайзера возникли проблемы в процессе, владелец франшизы консультирует по любым вопросам и проводит обучение.
Какие расходы ждут франчайзи. Франчайзи должен заплатить за пользование брендом и помощь франчайзера — это называется паушальным взносом. После покупки франшизы нужно регулярно платить отчисления с оборота — роялти.
Где найти подходящую франшизу
Есть несколько мест, где искать франшизу безопасно:
- в каталогах франшиз;
- по рейтингам франшиз;
- на выставках.
Каталоги франшиз. Это онлайн-сервисы, которые размещают предложения по продаже франшиз, например, Franshiza, Topfranchise.
Прежде чем изучать франшизы, проверьте каталог: обратите внимание на интерфейс сайта — он должен быть современным, понятным и удобным для пользователей. Посмотрите, насколько каталог живой, можно ли связаться напрямую с франчайзером.
Рейтинг франшиз. В рейтинги попадают франшизы по определенным параметрам:самые популярные на рынке, самые опытные, самые активные. Рейтинги франшиз можно найти в каталогах или в СМИ, например на сайте РБК или Forbes.
Выставка франшиз. Это офлайн-мероприятие, где разные бренды представляют свои франшизы. Здесь франчайзи могут пообщаться с представителями компаний, узнать условия и выбрать концепцию для своего бизнеса.
Самая известная выставка франшиз в России — BuyBrand Expo. Из региональных выставок есть Franch Region и Franch-City.
Что проверить перед покупкой франшизы, чтобы не потратить деньги зря
Новые франшизы часто выглядят привлекательно и обещают предпринимателю большую прибыль. Но на деле покупка может обернуться пустой тратой денег. Чтобы такого не случилось, нужно проверить франшизу и владельца перед покупкой.
Вот что должен сделать франчайзи:
- запросить финансовую модель — она поможет оценить состояние бизнеса, спрогнозировать выручку и прибыль, посчитать, сколько денег понадобится на запуск;
- оценить маркетинговую модель — она должна ответить на вопрос: откуда возьмутся клиенты. Нужно запросить у франчайзера маркетинговый план, узнать, кто отвечает за продвижение, попросить ориентировочные показатели;
- оценить качество товаров и услуг франчайзера — посетите точки франчайзера и его партнеров, например как тайный покупатель. Посмотрите, как работают заведения, какой сервис там оказывают, как устроено помещение внутри;
- посмотреть судебные дела франчайзера — узнайте, были ли у франчайзера суды с партнерами или поставщиками. Есть специализированные ресурсы, где можно проверить, с кем и по какому поводу судилась компания;
- пообщаться с владельцем франшизы лично — посмотрите, насколько франчайзер заинтересован: готов ли уделить вам время, внимательно ли вас слушает, как отвечает на ваши вопросы;
- поговорить с действующими франчайзи — они прошли путь запуска бизнеса по франшизе и могут рассказать о реальном положении дел. Спросите у них, окупилась ли финансовая модель, получили ли они заявленную поддержку, как франчайзер решает проблемы, есть ли трудности;
- отзывы — почитайте, что пишут о франшизе в открытых источниках, в социальных сетях и тематических форумах.
Как заключить договор с франчайзером
После проверки и исследований можно переходить к покупке франшизы и заключать договор. Он закрепляет права и обязанности франчайзера и франчайзи, помогает защитить права и интересы обоих партнеров, уменьшить количество разногласий и недопониманий в будущем.
В законодательстве нет понятия «договор франчайзинга», есть «договор коммерческой концессии» — самый распространенный вид договора при покупке или продаже франшизы.
пункты, которые обязательно нужно включить в договор:
- Предмет договора. Здесь прописывают, что, в каком количестве и на каких условиях франчайзер передает покупателю.
- Права и обязанности. В этом разделе прописывают права и обязанности сторон. Например, франчайзер вправе менять стандарты и регламенты или вовсе расторгать договор, если партнер нарушает его условия. В свою очередь франчайзи может использовать товарный знак, имя бренда и продукцию франчайзера, вносить предложения по усовершенствованию работы бизнеса.
- Порядок расчетов. В пункте указывают размер, срок и порядок выплаты паушального взноса, с какого момента его нужно платить: с момента заключения договора или после открытия точки. Также прописывают размер и порядок уплаты роялти.
- Ответственность. Здесь прописывают порядок урегулирования ситуаций при нарушении условий договора. Например, размер неустойки, если франчайзи просрочил оплату.
- Форс-мажор. Раздел перечисляет обстоятельства, при которых стороны освобождаются от ответственности за невыполнение обязательств. Обычно это стихийные бедствия, эпидемии, войны.
- Изменение или досрочное расторжение. Здесь прописывают, на каких основаниях можно расторгнуть договор. Чаще всего это делают по соглашению сторон или по условиям, которые прописаны в договоре.
Больше полезных статей на сайте Бизнес-секретов.