Школа мусорных ведер (или Ашканская) появилась в США в конце XIX — начале XX веков. В тот момент, когда стремительно росли города, создавалась инфраструктура, строились железные дороги и первые торговые центры, группа художников перестает видеть это стремительное развитие мира и обращает внимание на то, что осталось скрытым между высотками и благоустроенными парками. Они исследуют темные переулки, кабаки, спортивные ринги и бедные кварталы с ветхими многоэтажками. Пробираются сквозь толпы иммигрантов, появляются на заводах, следят за женщинами низкого поведения. И стараются передать увиденное на холст — иногда грубо, иногда с оттенком переливающегося света. И всегда предельно точно и честно. Только так, считают они, можно выражать искусство. Оно должно быть ради жизни, а не ради самого искусства.
Что за школа мусорных ведер? Почему такое резкое название? Что писали и почему исчезли?
Разбираемся!
Искусство неприглядной действительности
В 1891 году художник Роберт Генри приезжает в Филадельфию. Он только что вернулся из Парижа, где изучал работы импрессионистов и учился в Школе изящных искусств. В Филадельфии он занимает пост преподавателя в филадельфийской академии художеств для женщин, а в свободное время встречается с небольшой группой талантливых иллюстраторов. Вместе они обсуждает проблемы искусства и ищут новые пути выражения действительности.
Роберт Генри и четыре иллюстратора филадельфийской газеты — Уильям Глакенс, Джордж Лакс, Эверетт Шинн и Джон Слоун — считали, что искусство становится идиллией, ложью и скрывает правду. Им хотелось уйти и от академизма, и от импрессионизма, и перенестись в реальную повседневную жизнь. Искусство должно быть как правильная журналистика — только факты и никаких фантазий.
Сначала художников нанимали на работу в газетах для иллюстрации городской повседневной жизни. Глакенс, Люкс, Шинн и Слоун создавали картинки мегаполиса с неизменными атрибутами нового современного мира: железные дороги, высотки, электрические вывески, торговые центры и роскошь среднего класса. Это была такая реклама развивающихся городов для привлечения новых жителей. Все должно было быть красиво и привлекательно.
Конечно, им надоело создавать красоту и идиллию, брать определенные сюжеты, подстраиваться под читателя и врать о счастливой жизни. Они хотели рассказывать о нестандартных, но совершенно обыденных местах — парках, маленьких улочках, боксерских аренах, дешевых кафешках и квартирных муравейниках, где горы мусора мешают перейти на другую улицу, а толпы иммигрантов пытаются получить товары для выживания.
Они понимали, что с одной стороны в городах вырастали новые фешенебельные районы с развитой инфраструктурой и новыми гипермаркетами, а с другой стороны все еще выживали тихие бедные переулки с однушками на пятерых. И пока все смотрели на новую красоту, художники школы начинают рассказывать об обратной стороне медали.
«Салон отверженных» по-американски и «Восьмерка»
Постепенно вокруг Роберта Генри начинает формироваться круг художников, поддерживающих его видение искусства. Они исследуют самые бедные районы Америки, следят за жизнью рабочего класса и пробираются вглубь сквозь растущий город.
После отказа принять их работы в Академии (вечная история) в 1908 году Роберт Анри стал соорганизатором выставки «Восьмерки» в галерее Макбет. Выставка проходила в нескольких городах, а художников называли «Восьмеркой» из-за количество участников. Правда, в действительности к «Восьмерке» подходили только пять членов группы, остальные писали немного в другом стиле — Артур Б. Дэвис , Эрнест Лоусон и Морис Прендергаст. Они писали не в таком реалистичном стиле, как оригинальные члены школы мусорного ведра, но они тоже были против академического искусства и всего, чего им навязывает общество.
Выставка была успешной. Несмотря на некоторые нелестные отзывы критиков, публике зашло. Ведь это было то, что так знакомо многим жителем Америки, как будто их наконец-то перестали считать за идиотов, показывая только определенную идиллию.
В 1910 проходит еще одна выставка независимых художников — подобно французскому «Салону отверженных». Там не было строгого отбора, жюри, призов. Картины вешали не по важности художника, а в алфавитном порядке. В этот раз продаж было меньше, как и ажиотажа.
Второе поколение и Оружейная выставка
Джорджа Беллоуза относят ко второму поколению художников, хотя именно благодаря его работе школа получила такое яркое название. В 1916 году художник-карикатурист и критик Арт Янг увидел рисунок Беллоуза «Разочарование от помойки» и назвал Беллоуза «любителем писать мусорные ведра». Почему-то это название закрепилось, и их стали называть Ashcan school (ash — мусорное ведро). Но это даже не было каким-то обидным названием, наоборот, очень даже в тему. И название группа получила уже после того, как формально распалась.
Беллоуз был учеником и близким другом Роберта Генри. Он не входил в знаменитую «Восьмерку», но по схожей тематике и социальным высказыванием причислен к школе мусорных ведер. Его отличительные черты творчества — боксерские ринги и любовь к снегу. Тут вам и зимние бедные кварталы и подпольные боксерские ринги, где можно выплеснуть свой гнев после тяжелого трудового дня.
Не всегда художники школы мусорного ведра писали только о плохом. Иногда случалось и хорошее — они любили пейзажи, городские развлечения, сцены спокойной жизни. Просто это обычно не вызывало серьезного обсуждения публики и прессы, а значит не показ
ывало всю правду. При этом художники не преследовали цели изменить социальное устройство, скорее, они хотели показать, что жизнь существует везде, даже в особо бедных и грязных районах.
В 1913 году состоялась знаменитая Арсенальная выставка — международная выставка современного искусства. Ее организовала Ассоциация американских художников и скульпторов, основателями которой были Уильям Глакенс, Эрнест Лоусон и Джордж Люкс — наши художники школы мусорного ведра. Можно сказать, что проведением этой выставки они похоронили ашканскую школу: европейские современные «измы» поглотили консервативные и устаревшие картины художников мусорного ведра. Работы Матисса, Кандинского, Дюшана, Руссо, Сезанна, Дерена… Кого там только не было. Не могу даже представить масштаба коллекции. И вот глядя на фовизм Матисса, кубизм Пикассо, примитивизм Руссо, как можно развивать дальше реалистичную живопись и писать то, что видишь так, как видишь? Это был совершенно новый визуальный язык для американского общества — яркий, разложенный по полочкам, кричащий и заглядывающий вглубь. Не смотреть на поверхность — а художники мусорного ведра делали именно это.
Если интересно читать про искусство и культуру — приходите в телеграм.