Найти в Дзене

Художники школы мусорного ведра — нет, это не про мусор

Оглавление

Школа мусорных ведер (или Ашканская) появилась в США в конце XIX — начале XX веков. В тот момент, когда стремительно росли города, создавалась инфраструктура, строились железные дороги и первые торговые центры, группа художников перестает видеть это стремительное развитие мира и обращает внимание на то, что осталось скрытым между высотками и благоустроенными парками. Они исследуют темные переулки, кабаки, спортивные ринги и бедные кварталы с ветхими многоэтажками. Пробираются сквозь толпы иммигрантов, появляются на заводах, следят за женщинами низкого поведения. И стараются передать увиденное на холст — иногда грубо, иногда с оттенком переливающегося света. И всегда предельно точно и честно. Только так, считают они, можно выражать искусство. Оно должно быть ради жизни, а не ради самого искусства.

Что за школа мусорных ведер? Почему такое резкое название? Что писали и почему исчезли?

Разбираемся!

Искусство неприглядной действительности

В 1891 году художник Роберт Генри приезжает в Филадельфию. Он только что вернулся из Парижа, где изучал работы импрессионистов и учился в Школе изящных искусств. В Филадельфии он занимает пост преподавателя в филадельфийской академии художеств для женщин, а в свободное время встречается с небольшой группой талантливых иллюстраторов. Вместе они обсуждает проблемы искусства и ищут новые пути выражения действительности.

Роберт Генри и четыре иллюстратора филадельфийской газеты — Уильям Глакенс, Джордж Лакс, Эверетт Шинн и Джон Слоун — считали, что искусство становится идиллией, ложью и скрывает правду. Им хотелось уйти и от академизма, и от импрессионизма, и перенестись в реальную повседневную жизнь. Искусство должно быть как правильная журналистика — только факты и никаких фантазий.

Художники и друзья школы мусорных ведер, 1898
Художники и друзья школы мусорных ведер, 1898

Сначала художников нанимали на работу в газетах для иллюстрации городской повседневной жизни. Глакенс, Люкс, Шинн и Слоун создавали картинки мегаполиса с неизменными атрибутами нового современного мира: железные дороги, высотки, электрические вывески, торговые центры и роскошь среднего класса. Это была такая реклама развивающихся городов для привлечения новых жителей. Все должно было быть красиво и привлекательно.

Конечно, им надоело создавать красоту и идиллию, брать определенные сюжеты, подстраиваться под читателя и врать о счастливой жизни. Они хотели рассказывать о нестандартных, но совершенно обыденных местах — парках, маленьких улочках, боксерских аренах, дешевых кафешках и квартирных муравейниках, где горы мусора мешают перейти на другую улицу, а толпы иммигрантов пытаются получить товары для выживания.

Эверетт Шинн. Зима на 21 улице, 1889
Эверетт Шинн. Зима на 21 улице, 1889
Роберт Генри. Снег в Нью-Йорке, 1902
Роберт Генри. Снег в Нью-Йорке, 1902
Джордж Лакс. Аллен-стрит, 1905
Джордж Лакс. Аллен-стрит, 1905
Джордж Лакс. Хестер-стрит, 1905. Невидимый художник толпы
Джордж Лакс. Хестер-стрит, 1905. Невидимый художник толпы

Они понимали, что с одной стороны в городах вырастали новые фешенебельные районы с развитой инфраструктурой и новыми гипермаркетами, а с другой стороны все еще выживали тихие бедные переулки с однушками на пятерых. И пока все смотрели на новую красоту, художники школы начинают рассказывать об обратной стороне медали.

«Салон отверженных» по-американски и «Восьмерка»

Постепенно вокруг Роберта Генри начинает формироваться круг художников, поддерживающих его видение искусства. Они исследуют самые бедные районы Америки, следят за жизнью рабочего класса и пробираются вглубь сквозь растущий город.

Джон Слоун. Воскресенье, женщины сушат волосы
Джон Слоун. Воскресенье, женщины сушат волосы
Роберт Генри. Уличная сцена со снегом
Роберт Генри. Уличная сцена со снегом
Джон Слоун. Шесть часов, зима
Джон Слоун. Шесть часов, зима
Эверетт Шинн. Купер-стрит
Эверетт Шинн. Купер-стрит
Эверетт Шинн. Пятая авеню
Эверетт Шинн. Пятая авеню
Джером Майерс. Задний двор, 1888
Джером Майерс. Задний двор, 1888
Джером Майерс. Лавка старьевщика в Ист-Сайде, ок. 1910
Джером Майерс. Лавка старьевщика в Ист-Сайде, ок. 1910
Джон Слоун. Голуби
Джон Слоун. Голуби

После отказа принять их работы в Академии (вечная история) в 1908 году Роберт Анри стал соорганизатором выставки «Восьмерки» в галерее Макбет. Выставка проходила в нескольких городах, а художников называли «Восьмеркой» из-за количество участников. Правда, в действительности к «Восьмерке» подходили только пять членов группы, остальные писали немного в другом стиле — Артур Б. Дэвис , Эрнест Лоусон и Морис Прендергаст. Они писали не в таком реалистичном стиле, как оригинальные члены школы мусорного ведра, но они тоже были против академического искусства и всего, чего им навязывает общество.

Выставка была успешной. Несмотря на некоторые нелестные отзывы критиков, публике зашло. Ведь это было то, что так знакомо многим жителем Америки, как будто их наконец-то перестали считать за идиотов, показывая только определенную идиллию.

В 1910 проходит еще одна выставка независимых художников — подобно французскому «Салону отверженных». Там не было строгого отбора, жюри, призов. Картины вешали не по важности художника, а в алфавитном порядке. В этот раз продаж было меньше, как и ажиотажа.

Второе поколение и Оружейная выставка

Джорджа Беллоуза относят ко второму поколению художников, хотя именно благодаря его работе школа получила такое яркое название. В 1916 году художник-карикатурист и критик Арт Янг увидел рисунок Беллоуза «Разочарование от помойки» и назвал Беллоуза «любителем писать мусорные ведра». Почему-то это название закрепилось, и их стали называть Ashcan school (ash — мусорное ведро). Но это даже не было каким-то обидным названием, наоборот, очень даже в тему. И название группа получила уже после того, как формально распалась.

Джордж Беллоуз. Разочарование от помойки
Джордж Беллоуз. Разочарование от помойки

Беллоуз был учеником и близким другом Роберта Генри. Он не входил в знаменитую «Восьмерку», но по схожей тематике и социальным высказыванием причислен к школе мусорных ведер. Его отличительные черты творчества — боксерские ринги и любовь к снегу. Тут вам и зимние бедные кварталы и подпольные боксерские ринги, где можно выплеснуть свой гнев после тяжелого трудового дня.

Джордж Беллоуз. Жители многоквартирных домов, 1913
Джордж Беллоуз. Жители многоквартирных домов, 1913
Джордж Беллоуз. Люди в доках, 1913
Джордж Беллоуз. Люди в доках, 1913
Джордж Беллоуз. Нью-Йорк, 1911
Джордж Беллоуз. Нью-Йорк, 1911
Джордж Беллоуз. Демпси и Фирпо, 1924
Джордж Беллоуз. Демпси и Фирпо, 1924
Джордж Беллоуз. Шарманщик, 1907
Джордж Беллоуз. Шарманщик, 1907
Джордж Беллоуз. Дымящиеся улицы, 1908
Джордж Беллоуз. Дымящиеся улицы, 1908
Джордж Беллоуз. Синее утро, 1909
Джордж Беллоуз. Синее утро, 1909
Джон Беллоуз. Утренний снег на реке Гудзон, 1910
Джон Беллоуз. Утренний снег на реке Гудзон, 1910

Не всегда художники школы мусорного ведра писали только о плохом. Иногда случалось и хорошее — они любили пейзажи, городские развлечения, сцены спокойной жизни. Просто это обычно не вызывало серьезного обсуждения публики и прессы, а значит не показ

ывало всю правду. При этом художники не преследовали цели изменить социальное устройство, скорее, они хотели показать, что жизнь существует везде, даже в особо бедных и грязных районах.

Джером Майерс. Вечер концерта оркестра, 1910
Джером Майерс. Вечер концерта оркестра, 1910
Джон Слоун. Задние дворы Гринвич
Джон Слоун. Задние дворы Гринвич
Джон Слоун. Бар Максорли, 1912
Джон Слоун. Бар Максорли, 1912
Уильям Глакенс. Парк Ист-Ривер, 1902
Уильям Глакенс. Парк Ист-Ривер, 1902
Уильям Глакенс. Сельская ярмарка
Уильям Глакенс. Сельская ярмарка
Уильям Глакенс. Фруктовый киоск, 1898
Уильям Глакенс. Фруктовый киоск, 1898

В 1913 году состоялась знаменитая Арсенальная выставка — международная выставка современного искусства. Ее организовала Ассоциация американских художников и скульпторов, основателями которой были Уильям Глакенс, Эрнест Лоусон и Джордж Люкс — наши художники школы мусорного ведра. Можно сказать, что проведением этой выставки они похоронили ашканскую школу: европейские современные «измы» поглотили консервативные и устаревшие картины художников мусорного ведра. Работы Матисса, Кандинского, Дюшана, Руссо, Сезанна, Дерена… Кого там только не было. Не могу даже представить масштаба коллекции. И вот глядя на фовизм Матисса, кубизм Пикассо, примитивизм Руссо, как можно развивать дальше реалистичную живопись и писать то, что видишь так, как видишь? Это был совершенно новый визуальный язык для американского общества — яркий, разложенный по полочкам, кричащий и заглядывающий вглубь. Не смотреть на поверхность — а художники мусорного ведра делали именно это.

Если интересно читать про искусство и культуру — приходите в телеграм.