Найти тему

Деловая игра «Стоп агрессии!» как форма реализации кейс-метода

Автор КОСОВА Ольга Владимировна — педагог-психолог МБДОУ ЗАТО д/с № 49, г. Северодвинск

Добавьте описание
Добавьте описание

В последнее время в сфере дошкольного образования происходят значительные изменения. Важнейшей их составляющей является психологизация системы дошкольного образования с учетом специфики возраста. Психологизация — процесс интеграции психологических знаний в дошкольное образование на уровне организации, использования трансформационных возможностей образовательной среды, на уровне сознания участников образовательного процесса, отношений.

Введение в действие ФГОС дошкольного образования существенно меняет образовательную ситуацию в ДОО, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды. Перед педагогом-психологом выдвигаются задачи, направленные на охрану и укрепление психического здоровья детей, участие в создании эмоционально комфортных условий для всех субъектов образовательного процесса, изучение психологических особенностей, коррекция недостатков детей и, конечно же, повышение психологической культуры родителей и педагогов.

Повышая психологическую компетентность педагогов ДОУ, педагог-психолог все чаще использует в своей работе инновационные методы, среди которых значимую роль играют интерактивные, направленные на развитие креативного мышления у педагогов, отработку коммуникативных навыков и навыков сотрудничества.

Одним из интерактивных методов является кейс-метод, который направлен на формирование у педагогов знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности, представленной в виде кейса.

Название метода произошло от латинского casus — запутанный необычный случай, а также от английского case — портфель, чемоданчик.

Отличительные черты кейс-метода

  1. Основной задачей практического кейса является создание практической, «действующей» модели ситуации, в которой детально и подробно отражается жизненная ситуация.
  2. Знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.
  3. Кейс эффективен на практических занятиях, посвященных закреплению знаний, умений и навыков (принятия решений) по изучаемой теме или проблеме.

Выделяют следующие этапы работы с кейсом.

  1. Подготовка кейса.
  2. Индивидуальная самостоятельная работа педагогов с кейсом.
  3. Анализ практической ситуации в подгруппе.
  4. Предварительное обсуждение ситуации.
  5. Межгрупповая дискуссия.
  6. Подведение итогов.

Кейс-метод часто используется совместно с деловой игрой. Кейс — это инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Деловая игра — способ определения оптимального решения задач путем имитации или моделирования ситуации и правил поведения участников.

Деловая игра «Стоп агрессии!»

Уважаемые коллеги, для того чтобы решить проблему с агрессивными детьми в группах и грамотно выстроить свою работу в этом направлении, предлагаю вам поучаствовать в деловой игре «Стоп агрессии!». Мы разделимся на 4 команды. Каждой команде будет выдан свой кейс, в котором детально и подробно описывается регулярное проявление агрессии у четверых детей старшего дошкольного возраста, каждый из этих детей проявляет агрессию по-своему.

Ваша задача:

— осмыслить реальную ситуацию, происходящую с вашим ребенком,

— воспользоваться определенными знаниями, опытом по данной проблеме,

— показать всевозможные пути решения данной проблемы.

На разработку кейса даю вам 10 мин.

  1. Нужно определить причину агрессии.

Ситуации

Дима, 5,5 лет. Мама перевела Диму из предыдущего детского сада из-за своих конфликтов с воспитателями. Здесь она тоже устраивает скандалы. Бабушка страдает психическим заболеванием, дома бьет и кусает дочь. В группе Дима бьет сверстников, отнимает вещи, грубит. Несмотря на это, дети охотно играют с ним — он придумывает игры, легко делится игрушками.

Костя, 6 лет. Подвижный и неусидчивый, спортивный. Мама много времени проводит на работе, он часто предоставлен себе. Костя играет со старшими ребятами во дворе, перенимает их поведение. Он нравится детям в группе, его считают умным и веселым. Костя часто ссорится по мелким поводам, дерется, особенно, когда ему скучно. Не слушается воспитателя.

Катя, 6 лет. Мама Кати — молодая привлекательная женщина. Она занята работой и поисками личного счастья, требует, чтобы дочь справлялась с проблемами сама. Катя — способная девочка, стремится к общению с воспитателем. Иногда без видимых причин она ударяет, обижает сверстников, предлагает агрессивные сюжеты для игр: кто-то убит, подвергся нападению.

Наташа, 5,5 лет. Мама оставила новорожденную дочь в роддоме, опеку над ней взяла бабушка. Год назад она родила сына и решила вернуть дочь. Она открыто говорит, что любит только сына. От дочери требует, чтобы слушалась и не мешала. Наташа внешне спокойная, собранная, старательная. Если ей что-то не нравится, она угрожает сверстникам, может ударить. Воспитателя слушается.

Причины агрессии у детей

1) Компенсация нехватки общения, недостатка внимания, проявление тоски по близким.

2) Страдания от давления и пренебрежения матерей.

3) Удовлетворение своих потребностей с помощью агрессии (в безопасности, в новизне, во внимании и признании, в общении).

4) Эмоциональное неблагополучие ребенка в семье (копирование агрессивного поведения членов семьи, конфликты в семье, развод, нежеланный ребенок, ограничения и запреты, физические наказания, неправильный стиль воспитания в семье или разногласия в стилях воспитания).

5) Повышенная тревожность, низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков.

6) Влияние средств массовой информации (подражание ребенком образцам агрессивных действий героев).

7) Соматические заболевания и заболевания головного мозга.

  1. Научить ребенка социально приемлемым способам выражать агрессию.

Ситуации

Дети копируют модель агрессии, которая принята в их семье.

Дима ползком добрался до сверстника, больно укусил его. Когда воспитатель подошла к нему, принялся громко лаять и размахивать перед ней руками. Дима скопировал модель агрессии, которую его бабушка использует в семье.

Катя во время занятия повернулась к Игорю, который сидел сзади, и ткнула острым карандашом ему в лицо. Таким способом она, страдая от пренебрежения матери, сумела обратить на себя внимание группы и воспитателя.

Костя грубо обозвал Дашу, обидно раскритиковал и сломал башню, которую она строила. Он скопировал подростковую модель агрессии своих взрослых друзей.

Наташа угрозами и силой заставила девочку из группы отдать ей игрушку. Она использовала прием — подавление других, который применяют в семье к ней самой отчим и мать.

Социально приемлемые способы выражения агрессии

1) Немедленно остановить агрессивную вспышку с помощью экспресс-приемов.

• Твердо произнести: «Стоп, стоп, стоп».

• Смотреть ребенку в глаза, спокойным тоном спросить: «Это большая проблема, средняя или маленькая?».

• Прервать агрессивное поведение неожиданным действием: свистнуть в свисток, пробежаться в сторону ребенка, наклонится и сказать шепотом любое слово (например, «кошка»).

• Практиковать игровые действия: «Хлопните в ладоши один раз те, кто меня слышит». «Хлопните в ладоши два раза те, кто меня слышит». Затем переходите к другой игре: «Дотроньтесь до чего-то деревянного, круглого, маленького». «Капает дождь»: первый ребенок хлопает себя ладонями по ногам. Педагог: «Дождь усиливается», присоединяется второй ребенок. Педагог: «Дождь все сильнее», присоединяются другие дети. Педагог: «Дождь стихает», первый перестает хлопать. Педагог: «Дождь все тише», второй перестает и т. д., пока «дождь не закончится».

• Громко спросить, кто хочет пить.

• Громко спеть любимую песню.

2) Обращать внимание агрессивного ребенка на то, что он делает, когда злится: «Ты сейчас очень грубо сказал», «Ты портишь чужую вещь», «Ты разрушил башню, которую Даша так долго строила».

3) Использовать «Лист гнева», «Копилки гнева» («Стаканчик для криков», «Мешочек для криков», «Волшебницу трубу “Крик”»); пускать мыльные пузыри; устроить «бой» с боксерской грушей или подушкой; полить цветы; быстрыми движениями руки стереть с доски; забить несколько гвоздей в мягкое бревно; отжаться от пола максимальное количество раз.

4) Позволить сделать физические упражнения: устроить соревнование «Кто выше прыгнет», «Кто громче крикнет», попрыгать на скакалке; пометать легкие мячики в мишень; комкать, рвать бумагу, картон, газету, старые обои, коробку; лопать пузырьки на упаковочном полиэтилене; быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачиркать его; поиграть с песком, водой, пластилином (втирать пластилин в картон, сделать и разрушить постройку из песка, каучуковым шариком сбивать другие шарики в воде, сдувать из дудочки кораблик).

5) Озвучить чувства, которые возникают в ответ на агрессию: «Мне сейчас очень обидно», «Даша плачет», «Посмотри-ка, малыши в песочнице испугались».

6) Показывать в игре детям разные формы проявления агрессии и учить ее цивилизованному выражению через совместное чтение книг с последующим обсуждением; рассказ-вымысел о поступке ребенка, составленный литературным персонажем; пьески морального содержания.

  1. Оптимизировать условия среды в группе, чтобы поддерживалось именно эмоциональное благополучие агрессивных детей.

Ситуации

В детском саду Дима постоянно ищет общения, внимания. Костя физической активности, свободы. Наташа и Катя стремятся утолить потребность в любящей внимательной матери. Дима, Костя, Наташа и Катя воспитываются в эмоционально неблагополучных семьях. Они лишены правильного внимания родителей, их потребностям родители не придают значения.

Рекомендации

1) Оборудовать в группе место для уединения, научить детей им пользоваться.

2) Оформить «Лист гнева», «Копилки гнева», «Мешочек для криков» и т. п.

3) Чередовать виды активности: двигательную и умственную; индивидуальную и групповую с обеспечением питьевого режима в группе.

4) Не давать оценок вкусам и симпатиям ребенка: «хвалить исполнителя, критиковать исполнение», и «хвалить при всех, ругать наедине».

5) Признавать право ребенка по-своему относиться к ситуации, не стыдить, не ругать, не уговаривать, когда он проявляет чувства, не обесценивать их: «Что ты злишься из-за ерунды?»

  1. Использовать приемы работы с детьми в группе, чтобы они не подражали поведению агрессивного ребенка.

Ситуация

Дети в группе стали проявлять ответную агрессию в адрес Димы, Кости, Кати и Наташи, стали часто подражать им.

Рекомендации

1) Немедленно и строго пресекать попытки других детей проявлять агрессивные действия (лаять, отнимать игрушки, грубить, драться).

2) Объяснять детям, что Дима (например) быстрее успокоится, если они не погонятся за ним.

3) Поощрять любые мирные контакты и желание агрессивного ребенка играть с другими детьми.

4) Ежедневно говорить такому ребенку приятные, ласковые, теплые слова: «Я рада тебя видеть», «Ты хорошо выглядишь».

5) Давать таким детям индивидуальные задания, в которых они «легально» могут подвигаться (например, попросить раздать картинки), давать поручения, которые требуют заботы о других (полить цветок, помочь кому-то одеться).

6) Предлагать таким детям в игре или спектакле роли доброй феи, врача, спасателя.

7) Последовательно и негативно реагировать на агрессивные поступки: делать замечания, запрещать, сообщать родителям (дозированно и без ребенка), выражать неодобрение.

Источники

  1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд. — СПб.: Речь, 2008.
  2. Фокина А. Как реагировать на агрессию ребенка, чтобы она не повторялась. Советы педагога-психолога // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2018. — № 11. — С. 42—51.
  3. Лютова К. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — М.: Генезис, 2000. — С. 58—94.