Найти в Дзене
Исторические мелочи

О портретах генерала Жюно и его родных

Случайно наткнулся на несколько не виденных мною ранее портретов генерала Жюно и близких ему людей. Тут ситуация такая же, как в общем-то и со всеми другими историческими деятелями – одни портреты постоянно воспроизводятся и уже «затаскались», «замылили глаз», а другие либо мало тиражируются и поэтому не слишком известно, либо только недавно «всплыли» и еще не привлекли всеобщего внимания. Вот и некоторые из приводимых в настоящем материале изображений, возможно, кому-то из читателей давно известны, но для меня стали открытием. Нет смысла в очередной раз пересказывать биографию генерала – интересующимся она хорошо известна, а соответствующая информация легко доступна, в том числе в интернете. Но если кратко, то вот: Жан Андош Жюно родился в 1771 г. недалеко от Дижона в семье богатого торговца. После революции он записался волонтером в национальную гвардию. В 1793 г. под Тулоном обратил на себя внимание Наполеона, который взял его к себе адъютантом. Сопровождал Бонапарта в ходе военных

Случайно наткнулся на несколько не виденных мною ранее портретов генерала Жюно и близких ему людей. Тут ситуация такая же, как в общем-то и со всеми другими историческими деятелями – одни портреты постоянно воспроизводятся и уже «затаскались», «замылили глаз», а другие либо мало тиражируются и поэтому не слишком известно, либо только недавно «всплыли» и еще не привлекли всеобщего внимания. Вот и некоторые из приводимых в настоящем материале изображений, возможно, кому-то из читателей давно известны, но для меня стали открытием.

Нет смысла в очередной раз пересказывать биографию генерала – интересующимся она хорошо известна, а соответствующая информация легко доступна, в том числе в интернете. Но если кратко, то вот: Жан Андош Жюно родился в 1771 г. недалеко от Дижона в семье богатого торговца. После революции он записался волонтером в национальную гвардию. В 1793 г. под Тулоном обратил на себя внимание Наполеона, который взял его к себе адъютантом. Сопровождал Бонапарта в ходе военных кампаний, отличился в Египте. Постепенно Жюно достигает высших чинов и должностей – назначается генерал-полковником гусар французской армии, губернатором Парижа, в 1807 г. – встает во главе армии, предназначенной покорить Португалию. С захватом этой страны не задалось, после заключения конвенции в Синтре французские войска были перевезены англичанами на родину. В дальнейшем Жюно сражается в Испании, в 1809 г. получает титул герцога д’Абрантес. Наполеон берет его с собой в Русский поход и через некоторое время назначает командиром 8-го (вестфальского) армейского корпуса. Командуя корпусом, Жюно допускает несколько серьезных ошибок, и историки до сих пор спорят, стали ли эти ошибки следствием просто неспособности генерала или помутнения рассудка, развившегося на почве полученных ранее неоднократных ранений в голову. В 1813 г. Наполеон отправляет Жюно в отставку, и в июле этого же года генерал погибает то ли в результате самоубийства, то ли несчастного случая.

Итак, перейдем к портретам.

Вот этот портрет Андоша Жюно в мундире сержанта гренадеров по состоянию на 1792 г., написанный Ф.Э.А. Филиппото намного позднее, то есть не с натуры, хорошо известен и часто воспроизводится. Интерес представляют перчатки – сомневаюсь, что они были частым аксессуаром в гардеробе сержантов революционной армии. Видимо, сказывается происхождение Жюно из зажиточной семьи.

Ф.Э.А. Филиппото «Жан Андош Жюно в униформе сержанта гренадер 2-го батальона Кот д’Ор в 1792 г.»
Ф.Э.А. Филиппото «Жан Андош Жюно в униформе сержанта гренадер 2-го батальона Кот д’Ор в 1792 г.»

А вот этот портрет работы А.Аппиани 1796-97 гг. стал для меня сюрпризом.

А. Аппиани «Портрет Жюно», 1796-97 гг.
А. Аппиани «Портрет Жюно», 1796-97 гг.

Несмотря на то, что портрет этот фигурирует в интернете, в том числе в Википедии с подписью «портрет генерала Жюно», в период его создания Жюно еще не был генералом, а имел, максимум, чин полковника, при этом продолжая выполнять обязанности адъютанта Бонапарта .О последнем свидетельствует повязка на его левом рукаве – красно-белая нарукавная повязка полагалась адъютантам генералов-глвнокомандующего. Эксперты аукциона, на котором недавно всплыл этот портрет, полагают, что столь длинные волосы Жюно отрастил, чтобы скрыть следы от ранения в левый висок.

Следующий портрет, приписываемый Э. Виже, подобно первому приведенному в настоящем материале портрету, должен быть написан много позднее смерти генерала, если, конечно, сведения об авторстве верны.

-3

Портрет изображает Жюно в мундире генерал-полковника гусар. О звании генерал-полковников в армии Первой империи мы писали на нашем канале ранее -здесь и здесь. Интерес на портрете представляет золотое шитье в виде дубовых листьев по краю шнуров на доломане и ментике, а также звезда португальского ордена Христа, полученного им за полтора года до того, как он во главе французской армии отправился завоевывать эту страну.

Еще один портрет Жюно в образе генерал-полковника гусар, на этот раз неизвестного (по крайней мере, мне) автора.

-4

С точки зрения предметно-бытовых деталей здесь комментировать, вроде бы, особо нечего – тот же богато украшенный золотым шитьем мундир генерал-полковника гусар. Но не могу не отметить, насколько Жюно различается внешне на разных портретах. Бывают персонажи, легко узнаваемые на портретах разных авторов, в разные периоды жизни, с разными прическами. А бывает – смотришь на, вроде бы, достоверные портреты одного человека (то есть их атрибуция как изображений именно этого человека не подвержена сомнению), а на них, как будто, разные люди. Вот Жюно, на мой взгляд, из второй категории.

И такое ощущение еще более усиливается, если посмотреть на следующий портрет.

-5

Этот портрет в интернете приписывается «школе А.Ж. Гро», а портретируемый уверенно идентифицируется как Андош Жюно. Отличия во внешности персонажа от других портретов Жюно здесь настолько разительны, что сомнения в подобной атрибуции никак не оставляют. Эти сомнения только увеличиваются, если внимательно поразглядывать орденские знаки на груди персонажа. Помимо ордена Почетного легиона, все остальные знаки (среди которых есть, как будто и орден Св. Иоанна Иерусалимского (?)) не совпадают с имевшимися у Жюно наградами. Есть сильное подозрение, что портрет изображает персонажа периода Реставрации, до какового времени Жюно, как известно, не дожил.

Еще одним сюрпризом для меня оказался факт, что, оказывается, сохранился портрет родителей генерала Жюно.

-6

Автор портрета неизвестен, но отнесен к «французской школе», что, разумеется, логично. Датируется он, по неизвестным мне причинам «до 1806 г.». Возможно, более точно датировать портрет можно было бы, если бы удалось разобрать карту, лежащую перед Жюно-старшим на столе, на которой он явно указывает текущее местонахождение сына. В руке отец сжимает его миниатюрный портрет, который, конечно, сложно нормально рассмотреть, но который сильно напоминает вот этот портрет работы Ж.Б. Изабе

-7

И, наконец, последнее на сегодня. Случайно наткнулся в интернете на портрет маленького улана.

-8

Ребенок изображен в мундире 1-го (польского) шеволежер-лансьерского (уланского) полка Императорской гвардии Наполеона. Хотел уже пройтись по командному составу полка, чтобы выяснить, кто из служивших в полку офицеров-поляков нарядил своего сына в мундир родной части. Но это не потребовалось. Оказывается имя портретируемого известно. И зовут его Луи Наполеон Андош Жюно, это старший сын генерала. Портрет этот художнику Фернандо Квалья заказала жена Жюно Лора Жюно, герцогиня д’Абрантес в подарок мужу, и тот брал этот портрет с собой в поход в Россию. А в мундире польского уланского полка Императорской гвардии мальчик изображен потому, что был зачислен в этот полк сразу после крещения своим крестным отцом императором Наполеоном. Вот вам и «разрушитель отживших феодальных порядков» Наполеон!)

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.