Найти тему
4,5K подписчиков

Онлайн-обучение без прикрас. Как не стать дармовой рабсилой в погоне за перспективами

Эпоха онлайн-обучения переживает смутные времени: с одной стороны всевозможные курсы интернет-профессий, тренинги личностного и прочего роста, наставничество, менторство, коучинг, спорт, питание и...

Эпоха онлайн-обучения переживает смутные времени: с одной стороны всевозможные курсы интернет-профессий, тренинги личностного и прочего роста, наставничество, менторство, коучинг, спорт, питание и стиль на пике. С другой стороны непрекращающиеся скандалы с возвратом денег, неоправданными ожиданиями студентов и т.д.

Тем не менее предложения о супердоходных курсах по продюсированию, продвижению, позиционированию, продажам и прочим “П” пестрят яркими баннерами в каждой соцсети. От таких предложений рынка глаза разбегаются. Вот только лопаются онлайн-школы как мыльные пузыри, а их владельцы нередко оказываются в центре скандалов.

Из последнего - это ситуация с известным инфобизнесменом. Но она не тема этой статьи. Здесь я хочу затронуть другую спорную ситуацию - когда в крупных онлайн-проектах кураторы, модераторы, смм-специалисты работают бесплатно, а набирают их пачками, просто разместив вакансию с красочным описанием перспектив. Т.е. рабсила набирается за идею))))

На фоне этих события аудитория разделилась:

  • те, кто одобряет такой подход к бизнесу (ради отзыва, строчки в резюме причастности к звездной команде можно и бесплатно поработать!).
  • те, кого откровенно возмущает эксплуатация под видом “обучения в счёт работы”. Потому что любая работа должна быть оплачена.

Я несколько лет была задействована в сфере онлайн-обучения. Был опыт работы с куратором, и сама тоже была куратором. И во всех проектах, где я так или иначе участвовала, работа сотрудников оплачивалась. Всегда.

Работать ли в онлайн-обучении и какие у вас будут перспективы


Начнем с устройства онлайн-школы. В организации качественного онлайн-обучения задействована целая команда:
- Автор курса, он же тренер.
- Методист, методолог (не на каждом курсе они есть).
- Куратор (их количество и необходимость рассчитываются исходя из количества учеников, программы, сложности и объема домашних заданий).
- Техническая поддержка.
- Служба клиентской поддержки.
- Специалисты по рекламе и продвижению.
- Модераторы чатов, каналов, платформ, групп и сообществ.

Онлайн-обучение может быть организовано несколькими людьми, может осуществляться приглашенным тренером, может записываться специально для определенной компании или школы. Численность команды, курсов, направлений зависит от масштабов и специализации онлайн-школы.

Что же по задачам каждого специалиста онлайн-школы?


С авторами курсов все понятно. Продумывают тему, формат, программу курса, записывают уроки, продумывают задания, проводят онлайн-занятия, в зависимости от пакета участия предоставляют студентам обратную связь, подготавливают основные и дополнительные материалы к тренингу.

Методисты и методологи помогают с разработкой механики, принципов, программы обучения, чтобы увеличить итоговую доходимость студентов до финиша и повысить эффективность курса, результаты учеников.

Техническая и клиентская поддержка занимаются обеспечением студентов информацией и созданием комфортной обстановки с точки зрения доступов к материалам, работы на платформе. Ответы на организационные вопросы, технические нюансы и доступы, настройки, помощь и поддержка студентов тоже ложатся на их плечи.

Что же делают кураторы в школах, где проводят онлайн-обучение на постоянной основе?

- проверяют домашние задания студентов,
- дают обратную связь по заданиям,
- предоставляют информацию по вопросам студентов в рамках своих компетенций,
- передают вопросы студентов тренеру, на которые сами не могут дать ответы,
- модерируют чаты студентов в плане обучения и вопросов по нему,
- формируют отчеты о своей работе.

Теперь ответьте честно на вопрос могут ли все эти люди работать бесплатно? Бесплатно и качественно? Из месяца в месяц? Поставьте себя на их место, согласились бы?

Эпоха онлайн-обучения переживает смутные времени: с одной стороны всевозможные курсы интернет-профессий, тренинги личностного и прочего роста, наставничество, менторство, коучинг, спорт, питание и...-2

Чтобы онлайн-школа работала исправно, каждый из вышеперечисленных тратит на задачи по тренингу минимум 1 час в день, когда все записано, настроено, запущено в работу и по 3-5 часов, когда курс только запускается и идет обучение первого потока.

Возьму для примера курс по копирайтингу, группа из 20 студентов, продолжительность обучения составляет 70 дней. Т.е. команда сотрудников школы 70 дней обслуживает 20 человек бесплатно? Скажите, насколько радостным и приятным для них будет 2,5 месяца ежедневной работы за “спасибо”? Скажется ли их настроение на качестве работы в итоге?

Добавим еще перца в этот разбор онлайн-обучения как места работы.


Может ли онлайн-обучение на курсе быть вариантом оплаты труда для членов команды?


Берем ситуацию, вы хотите научиться писать тексты, денег на курс нет, но учиться очень надо и очень хочется. А тут ищут кураторов в большую онлайн-школу, один из продуктов которой как раз курс по копирайтингу. Идеальный шанс! Вы получаете возможность смотреть уроки, набираться знаний и ни рубля не платить, потому что работаете куратором в счет своего обучения. Всё идеально, если бы не список из “но”:

Как вы можете быть куратором курса по копирайтингу, если сами его еще не знаете глубоко и профессионально? Писать “вы молодец” много ума не надо, а вот разобрать сегментацию аудитории, анализ продукта, проверить план рассылки под запуск - тут нужны очень глубокие знания.

Как вы будете себя чувствовать в роли куратора-аниматора, который на вопросы студентов не может дать правильный ответ и постоянно ищет у кого бы спросить?

А если студент будет недоволен обучением и напишет на вас жалобу автору курса?

На сколько хватит вашего энтузиазма работать бесплатно?

Совсем другое дело, когда вы работаете куратором на курсе, разбираетесь в его теме, получаете зарплату согласно выработке или по ставке, и в качестве поощрительного бонуса вам дают возможность проходить внутреннее обучение на тренингах школы бесплатно или за символическую цену. Тогда вы чувствуете свою значимость для проекта, у вас есть энтузиазм и не приходится метаться в поисках приработка.

Перейду к другой стороне вопроса.

Вы бы выбрали онлайн-обучение в школе, где кураторов набирают практически с улицы?

Сразу оговорюсь, для онлайн-школ нормальная практика брать кураторами на курсы своих лучших выпускников. Да, это начинающие специалисты, но они знают программу обучения, закрепили ее на практических занятиях и показали хорошие результаты. Им подбирается список заданий с учетом реальных компетенций. А для сложных домашних заданий и общения со студентами к начинающим кураторам закрепляют опытного либо сам тренер курса помогает им. В таком случае онлайн-обучение проходит продуктивно и в комфортной обстановке для всех участников учебного процесса.

Эпоха онлайн-обучения переживает смутные времени: с одной стороны всевозможные курсы интернет-профессий, тренинги личностного и прочего роста, наставничество, менторство, коучинг, спорт, питание и...-3

Вернемся к поднятой в статье теме - кураторы без опыта, знаний, которых берут практически с улицы. Что они могут дать студенту?

Если курс изначально не предусматривал подробную обратную связь, проверку домашних заданий, обучение серьезным дисциплинам, предоставление качественных знаний, тогда куратором может быть каждый. Это скорее не куратор, а аниматор/модератор в чате: задает атмосферу, подбадривает, напоминает о вебинарах, сроках курса, отправляет ссылки в чат и собирает вопросы для тех же вебинаров. Еще может заготовленные заранее варианты ответов на домашние задания отправлять в личку студентам.

Набирать кураторов, которые не в теме курса, хуже самому же тренеру, т.к. его попросту задолбают вопросами по самым пустяковым поводам.

Вы, как студент, когда выбираете онлайн-обучение что ставите в приоритете? Атмосферу в чате, болталки с куратором или качественную профессиональную обратную связь?


И на финише самое загадочное явление в мире онлайн-обучения - КУРСЫ КУРАТОРОВ


С одной стороны, если я копирайтер с опытом и хочу дополнительный источник денег, опыт, перспективы создания собственных инфопродуктов, то пройти курсы по подготовке кураторов, чтобы знать все нюансы, можно пойти. А потом уже “упакованной” предлагать услуги профессионального куратора курсов по копирайтингу.
Аналогично по прочим интернет-профессиям и профильному онлайн-обучению. Есть база по специальности, можно и в кураторы пойти.

А если с ничего, без какой-либо образовательной базы, пройти обучение кураторству, то что, простите, вы будете курировать, не шаря в теме курса?

Вопрос на засыпку, чему такому учат на курсах кураторов, чему нельзя обучить специалиста за пару дней в команде школы, где предлагают работать? В нормальных онлайн-школах давно уже есть должностные инструкции с обязанностями для каждого сотрудника, и порядком его работы.