Всё началось с марок. Точнее, с "марок", вот таких:
Мне показала их сеть, а я усомнилась что это марки. Стала искать оригиналы и – открыла для себя целый мир. Мир художников, поющих и оплакивающих…
فلسطين – это Палестина
Сказать по правде, сначала я даже передумала писать. Почему-то ждала. Сама не знаю теперь, чего. Видела, что многие из тех художников, о которых шла речь, уже не жили в самой Палестине. А я так привыкла, что уехавшие из арабских стран писатели, например, чаще всего страдальчески пинают свою родину, что готова была столкнуться с этим же у художников.
Я глупо упустила из виду категорическую разность причин смены места жительства: погоня за лучшей жизнью и насильственное лишение родного дома.
А ещё, в картинной галерее иорданской столицы всё связанное с Палестиной было или "боевым", или болезненно-мрачным. Добавлять художественного мрака к реальному мне не хотелось.
Но, видите, пишу! Потому что ошиблась. Потому что любви и света палестинских художников мне хватило, чтобы поделиться им с вами. Потому что если у страны есть искусство, есть и сама страна. Потому что сейчас это искусство – тоже способ борьбы с ложью уничтожающих её народ вурдалаков.
Вот с автора "марок" и начнём...
Халима Азиз
Молодая палестинка, родившаяся в Германии, проведшая детство в Палестине, ребёнком пережившая то, что сейчас там происходит и о чём нельзя говорить в Дзене. Вернулась в Германию и, взрослея, стала понимать, что окружающие ничего не знают о происходящем на её кровной родине. В 17 лет начала рисовать, и теперь критики говорят о ней так: "Работы Халимы Азиз — свидетельство силы искусства в популяризации культуры и передаче сложных повествований".
Я так умно не умею, но легко читаю её "марки ": вот мыло Наблуса, о котором я когда-то писала…
...вот на первой "марке" море Газы, в которую лишь реальная действенная помощь всего мира может вернуть возможность снова ловить рыбу и растить фрукты.
Ключи потерянных домов как символ мечты о возвращении в них, апельсины Яффы, уникальная вышивка каждого края как доказательство не просто культуры "не существовавшего" народа, а целой страны. Мир, мир, мир. Мир земли до того, как её отняли. Мечта о мире, который обязательно должен на эту землю вернуться.
Алаа Альбаба
И снова никакого мрака, только ещё ярче краски.
А ведь это на тему лагеря беженцев, где жил (живёт?) родившийся в 1985 году в Иерусалиме художник. Участник множества выставок по миру, создатель серии фресок в Ливане, Палестине и Иордании в рамках своего проекта "Путь рыбы". Рыба здесь — символ беженцев, которые стремятся вернуться в свои деревни у моря.
Нармин Хамада
Родилась в Эр-Рияде. Как пишет о себе в запрещённой сети, "художник, дизайнер, просто палестинка".
С октября этого года новых работ не публикует, в сетях — только о происходящем прямо сейчас на родине её народа. Но надо сказать, что активная позиция всегда была в её жизни. Добрейшие работы о палестинской культуре, особенно о вышивке…
...и почти политические плакаты и гордость от встречи с МБС, приправленная изрядной долей славословия в его адрес. Возможно, что сейчас этот поток был бы намного более скудным.
Слиман Мансур
Мэтр среди палестинских художников, самый среди них известный. Тот, какие у нас имеют звание Народных и народный по-настоящему.
Его искусство само по себе – символ сопротивления, а каждая картина, будучи, безусловно, произведением искусства, буквально говорит символами палестинской жизни, культуры, истории и традиций. Апельсиновые деревья - земля, потерянная во время Накбы 1948 года. Оливковые деревья - земля, оккупированная в 1967 году. Женщина в традиционном вышитом платье - сама Палестина и палестинская революция. Пейзажи с каменными террасами - след, оставленный палестинскими фермерами. Иерусалим и сверкающий Купол Скалы - родина и мечта о возвращении всех, ее потерявших.
Листайте галерею, я подписала к фото смыслы, расшифрованные самим художником.
Такие культовые картины, как «Джамаль аль-Махамель» («Верблюд невзгод», 1973 год) — с её носильщиком, тяжёлым и драгоценным грузом которого является Иерусалим, по которому тоскуют все палестинцы, — были превращены в плакаты, открытки и наклейки.
Они были повсюду, бросая вызов тем, кого нельзя здесь называть. Их конфисковывали, закрывали выставки с ними и галереи. Сами по себе, без призывов и хоть какого-то очевидного протеста, они отрицали всю нагроможденную и выброшенную вовне этой земли ложь, что Палестина никогда не существовала.
Бинт Кудс
Псевдоним, ведь с арабского это Дочь Иерусалима. Дочь, рождённая в Дании.
Имён ещё много, но мне кажется, главное я показала: искусство остаётся искусством. Любовь — да. Надежда — да. Боль — да, сейчас просто бесконечная. Краски жизни — да. Символы в каждой работе — да. Ненависть и потрясание кулаками — нет.
А ещё у каждого, вот абсолютно у каждого художника этой земли есть картина с… Кто знает больше о Палестине, тот догадался и тому я просто их чуть позже покажу, эти работы. Кто не знает, о чём речь, узнает в одной из следующих статей. Не теряйтесь и не забывайте про лайк, пожалуйста.