“Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли — от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите. Просите — и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Прелюбодействующие! Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «До ревности любит Дух, живущий в нас»? Но тем большую даёт благодать; поэтому и сказано: «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать». Итак, покоритесь Богу; противостаньте дьяволу, и он убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и Он приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль. Смиритесь пред Господом, и Он вознесёт вас” (Иак. 4:1-10).
Помню, как однажды во время утреннего богослужения известный и много путешествовавший проповедник сказал: “Самая главная проблема в церкви состоит в том, что мы не знаем, как ладить друг с другом”. Эти слова глубоко запали мне в душу. Это заявление оказало на меня влияние по нескольким причинам. Во-первых, на меня произвели впечатление поездки и связи человека, который сделал это заявление. Кроме того, меня поразил тот факт, что в нашем сообществе существует такое множество разделений. Наконец, я вспомнил, что слышал об энергичных, растущих церквах, которые сами рубили под собой сук ненужными разногласиями, спорами или расколами. Но мы увидим из нашего текста, Иак. 4:1-10, что подобное — лишь симптомы проблемы, а не сама проблема.
Из послания Иакова мы узнаём, что христиане его времени не сильно отличались от нынешних христиан. В их жизни было полно досадных проблем, внутренних и внешних. Им было трудно устанавливать надлежащие отношения с остальными, особенно с теми, кто принадлежал к другому экономическому классу. У многих их вера расходилась с тем, как они себя вели. Некоторые слишком много говорили — спорили, критиковали или занимались саморекламой. И вот теперь мы видим, что эти ранние христиане были похожи на нас еще в одном: вместо того чтобы поддерживать мирную обстановку, необходимую для проявления праведности (3:18), они жили в атмосфере постоянной “вражды и распрей” (4:1).
Иаков указывает им (и нам) на причину, почему они не могут ладить друг с другом.
РАЗЛАД
Иаков хочет, чтобы они сразу (4:1) узнали о первопричине их проблемы, источнике их “вражды и распрей”. Иаков говорил с христианами, которые открыто исповедовали свою веру. Он сказал “у вас”. Они — последователи Христа — плохо ладили между собой. К нашему удивлению, исследуя некоторые новозаветные церкви, мы обнаруживаем, что у них были свои разногласия. Члены церкви в Коринфе судились друг с другом и соперничали друг с другом на собрании (1 Кор. 6:1-8; 14:23-40). Верующие в Галатии “угрызали и съедали” друг друга (Гал. 5:15). Даже в любимой Павлом филиппийской церкви были две женщины, которые не могли ужиться друг с другом (Фил. 4:2, 3). Иаков затрагивает проблему, которая существовала в ранней церкви и продолжает существовать в двадцатом веке.
Это ошеломляет, когда задумываешься над силой слов, которые использует Иаков, чтобы описать эту проблему. Самый смягченный перевод дает, пожалуй Слово Жизни: “споры и разногласия”. В других переводах напряженность растет: в Современном Переводе — “ссоры и распри”, в Синодальном Переводе — “вражда и распри”, в Cлавянском Евангельском Обществе — “враждебность и столкновения”, и самые резкие слова в Восстановительном Переводе — “войны и сражения”. Конечно, Иаков в 4:1-3 говорит о войне в переносном смысле. Но только оттого, что Иаков использует метафоры, давайте не будем умалять силу его слов и ужас, который они призваны вселить в наши сердца. Развитие средств массовой информации в двадцать первом веке и ежедневные сообщения о физических войнах в мире привели к тому, что наши чувства огрубели. Вероятно, из всех поколений мы меньше всего способны воспринимать на личном уровне и ощущать душевное негодование, слыша военную лексику. Нам необходимо пробудить в себе восприимчивость к тому, что говорит Иаков. Иаков избрал военную лексику, говоря о противоречиях и ссорах, вражде и обидах среди христиан, не потому, что по-другому нельзя об этом сказать, а потому, что по-другому нельзя выразить весь этот ужас. Он сам видит — и хочет, чтобы мы видели — отношения внутри местной церкви глазами Бога.
Как опытный хирург, Иаков вскрывает нас, обнажая раковую опухоль, разрушающую тело. Причина, по которой христиане во времена Иакова (и сегодня) не могли поладить, состоит в том, что ими управляли и над ними властвовали их собственные страсти и желания (4:16). Среди христиан идет постоянная борьба за власть. Яркими красками описывает Иаков битву, происходящую внутри верующего. Эта битва — из-за выбора, который мы делаем между эгоистичной и бескорыстной жизнью.
Когда делался неправильный выбор, это необузданное личное желание занимало господствующее положение во взглядах и поступках одного христианина по отношению к другому (4:2). Наверняка, отношения в местной церкви разрушались. Один христианин жаждал уважения, которое оказывалось другому, и делал все, чтобы заполучить его. Ситуация совсем испортилась; даже их молитвы отражали их эгоистичные желания (4:2, 3).
А нет ли и сегодня у нас такой проблемы? Есть! Большинство церковных проблем сводится к вопросу: “Кто будет руководить и в чьих руках будет власть?” Такого рода проблемы питаются нашими собственными эгоистичными желаниями, которые в предыдущей главе Иаков назвал “горькой завистью и сварливостью”. Мы начинаем твердо верить, что знаем решение всех проблем, и не можем понять, почему люди не видят в нас своих руководителей. Когда они не обращаются к нам за руководством, мы начинаем манипулировать людьми и ситуациями, чтобы силой заставить их обратить на нас внимание.
Трудность заключается в том, что выражения, которые использует Иаков, звучат настолько сильно, даже преувеличенно, что у нас возникает ощущение, что наши мелкие разногласия и случающиеся иногда ссоры совершенно не заслуживают такого описания. Если мы рассуждаем таким образом, то этим лишь показываем, как неполно владеет нами мысль о послушании, о котором говорил Иисус. Преувеличивал ли Иисус, когда сказал, что всякий, кто разгневался на своего брата, подлежит суду (Мф. 5:21, 22)? Преувеличивал ли Иоанн, когда сказал, что всякий, кто не любит своего брата, подобен Каину (1 Ин. 3:11, 12)? Мы сами умалили важность правильных взаимоотношений в местной церкви. Мы смотрим с улыбкой, проявляя неуместную терпимость, на раздражительного брата или сестру, которые ни с кем не могут поладить. Мы пожимаем плечами, когда два брата, поссорившись, даже не пытаются примириться. Нам бы лучше научиться никогда не проявлять терпимость к “вражде” и не пожимать плечами по поводу “распрей”.
ОСУЖДЕНИЕ ЭГОИЗМА
Наш собственный эгоизм губит мирную атмосферу, которая бы произвела урожай праведности. Поэтому Иаков принимает жесткие меры (4:4). Наш эгоизм не только разрушил наши отношения с другими, он разъединил нас с Богом. Чтобы понять, о чем говорит Иаков, нам нужно осознать, что в Новом Завете Божий народ назван Его невестой. Наша вера в Господа требует ответа: “Да”. Быть послушным любому другому желанию, помимо Божьей воли, равносильно совершению духовного прелюбодеяния. Отдаться во власть эгоистичного поведения, свойственного миру, абсолютно несовместимо с преданностью Богу. Нужно сделать выбор; властвовать должны либо Бог, либо наше “я”; оба главенствовать не могут.
Иак. 4:5, “Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «До ревности любит Дух, живущий в нас»?” — сложное место для толкователей и проповедников. Этот стих содержит ряд трудностей. Во-первых, читая слова “говорит Писание”, ожидаешь, что будет процитирован какой-то стих или, по крайней мере, на него будет сделана ссылка, но это ожидание не оправдывается. Во-вторых, исследователи даже не могут прийти к единому мнению о том, как нужно переводить вторую часть стиха: “до ревности любит Дух, которого Бог поселил в нас” или “Он до ревности любит Духа, которого поселил в нас”. Но даже не имея ответов на эти вопросы, было бы логично думать, что наш Бог — Бог ревнивый, что Он дал Своего Духа верующему и что Он не может смотреть ни на какого другого соперничающего духа, кроме как с ревностью. Бог жаждет всецелой преданности каждого сердца.
Но этот ревнивый Бог — Бог милостивый. Иаков говорит: “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать” (4:6). Мы уже знаем, что Божий идеал — полная самоотдача. Но всем нам надо признать, что бывают времена, когда мы отрекаемся от Господа и ищем удовлетворения собственных желаний. Господь предъявляет большие требования и дает большую благодать, чтобы исполнить их. Для верующих выбор очевиден. Они могут смирить себя и получить Божью благодать или продолжить печься о собственных интересах и испытать Божье противодействие.
ВЫБОР
Чтобы избавить свою жизнь от эгоизма и дать Богу водительствовать, Иаков просит христиан не уступать своим желаниям, а “покориться Богу” (4:7). Слово “покориться” изначально является военным термином и означает “быть ниже по чину”. Чтобы излечиться от эгоизма, христианин должен передать себя в подчинение Господу.
Подчинение — одна из сложных тем в Библии. Иногда, натыкаясь на это слово, мы останавливаемся и спрашиваем: “Что это означает?” или “Как это делается?” Но у Иакова это не вызывает вопросов! Иаков дает полную картину повиновения, перечисляя пять шагов, которые должен в этом направлении сделать верующий.
Во-первых, “противостаньте дьяволу, и он убежит от вас” (4:7). У дьявола нет власти над христианином, а только способность делать зло привлекательным. Иаков обещает, что, если вы проходите мимо его блеска и даете отпор обольщениям дьявола, он убежит от вас.
Во-вторых, “приблизьтесь к Богу, и Он приблизится к вам” (4:8). Наш грех и наш эгоизм разъединили нас с Богом. Чтобы излечить свой эгоизм, верующий должен восстановить близкие отношения с Господом.
В-третьих, “очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные” (4:8). Иаков знает: чем ближе человек подходит к Господу, тем отвратительнее для него становится грех в его жизни. Эгоизм осквернил жизнь, и поэтому требуется очищение. Говоря “руки” и “сердца”, он подразумевает, что нам необходимо очиститься снаружи и изнутри.
В-четвертых, “сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль” (4:9). Вторя словам Иисуса (Мф. 5:4), Иаков говорит, что если мы действительно хотим покориться Богу, тогда мы должны по-настоящему раскаяться.
В-пятых, “смиритесь пред Господом, и Он вознесет вас” (4:10). Мы должны сознавать, что являемся творениями, а Яхве — Творец. Когда мы приходим к этому пониманию, это помогает нам обретать умонастроение, способствующее повиновению. Благодаря этому мы принимаем свою роль рабов, которые исполняют не собственную волю, а волю своего небесного Отца. Повиновение Богу приносит огромные духовные благословения. Вознесение, о котором пишет Иаков, это вознесение к высшей жизни. Картина, нарисованная Иаковом, изображает человека, падающего ниц перед восточным монархом и молящего о милости. Монарх склоняется со своего трона и поднимает просящего с пола. Человек встает с великой радостью, зная, что царь удовлетворил его просьбу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Видим ли мы важность того, что говорит Иаков в этих стихах? Осознаём ли мы, что “вражда и распри” между братьями — дело серьезное? Понимаем ли мы, что эти “вражда и распри” вызываются нашими эгоистичными желаниями? Понимаем ли, что из-за этих “вожделений” мы становимся прелюбодеями в наших взаимоотношениях с Богом? Единственный способ, как мы можем избавить нашу жизнь от этих эгоистичных желаний, — полное повиновение Богу.
👉🏻 Отели, авиа и жд билеты (Реклама. ООО «Яндекс Вертикали». ИНН 7736207543)