Найти тему
Casus Belli

1865. Пар, паруса и пушки: Бразилия vs Парагвай

Оглавление

К началу войны Тройственного союза из четырех ее участниц военный флот имели лишь Бразильская Империя, да сугубо сухопутный Парагвай.

Парагвай не имел выхода к морю, но по его территории текло множество судоходных рек. Ввиду почти полного отсутствия дорог (не «с твердым покрытием», а вообще, любых), они же были и основными транспортными артериями. И, разумеется, господство над речными путями решало. Президент Лопес лелеял надежду превратить свой речной военный флот в морской, как только будет завоеван выход к морю; но и в «сухопутном варианте» флотилия паровых военных кораблей была сильным козырем. Еще весомее он должен был стать после прихода из Европы заказанных там постройкой новых броненосных кораблей.

Внезапно обнаружив в лице Парагвая грозного противника, бразильские военные схватились за голову. По опыту только что закончившейся в Северной Америке гражданской войны было очевидно, что достижение господства на реках невозможно без броненосного флота. Не то, чтобы у Империи не было флота, - был, но по масштабам – не очень-то имперский. Самыми современными кораблями в нем были паровой фрегат «Амазонас», пара корветов («Беберибе» и «Парнаиба») и десяток канонерок; почти все суда cтроились в Англии, за исключением «Паранаибы» французской постройки. Был еще один, более старый фрегат «Ресифе», сошедший со стапелей в Рио-де-Жанейро.

Паровой фрегат "Ресифе"
Спущен на воду 29.09.1849 г. Вошел в строй 07.11.1850 г. Длина 50,59 м. Ширина 7,01 м. Осадка 4,15 м. Мощность силовой установки 150 л.с.. Вооружение 2*30-фнт кулеврины и 2 * 30-фнт карронады.
Паровой фрегат "Ресифе" Спущен на воду 29.09.1849 г. Вошел в строй 07.11.1850 г. Длина 50,59 м. Ширина 7,01 м. Осадка 4,15 м. Мощность силовой установки 150 л.с.. Вооружение 2*30-фнт кулеврины и 2 * 30-фнт карронады.

В мае 1862 г. морской министр контр-адмирал Жоакин ди Ламари сделал в парламенте доклад о современных достижениях в области судостроения и добился ассигнований на развитие броненосного флота. По его требованию был создан специальный комитет по изучению опыта гражданской войны в Соединенных Штатах, а в Европу командированы специалисты-судостроители для освоения передовых технологий.

В марте 1863 г. была утверждена бразильская кораблестроительная программа, причем империя часть новых кораблей вознамерилась строить своими силами.

Контракт на постройку первого бразильского броненосца "Бразил" был заключен 5 января 1864 г. Строителем выступила французская компания Société Nouvelle de Forges et Chantiers de la Mediterranee. Любопытно, что заказчик ограничился самыми общими требованиями к конечному продукту, оставив проработку проекта на усмотрение кораблестроителя. Бразильцам было лишь важно, чтобы корпус был железным, в целом корабль был бы похож на итальянский броненосный корвет «Реджина Мария Пия», а бронирование желательно как у испанского фрегата «Нумансия», построенных на той же верфи в 1862 и 1863 гг соответственно.

…Узнав о зарождающемся броненосном флоте Парагвая, Бразилия срочно приняла меры для усиления своих ВМС. В Великобритании фирме А.С. Rennie были заказаны броненосцы (скорее даже броненосные плавбатареи) "Кабраль" и "Коломбо". Вскоре с бразильских стапелей сошел броненосец "Баррозу", а также несколько меньшие "Тамандаре" и "Рио-де-Жанейро".

Таким образом, даже без учета перекупленных парагвайских судов, к концу 1865 года бразильский флот насчитывал два десятка боевых кораблей классом от канонерки и выше, среди них – три броненосца (а с учетом более мелких судов – 42 вымпела и почти 250 пушек различных калибров).

А что же Парагвай?

Парагвай располагал 19 колесными и винтовыми пароходами, из которых один («Такуари») строился как военный, а остальные были реквизированы на военные нужды по указанию президента Лопеса. Суммарное их водоизмещение не достигало и 3000 тонн, в то время как у бразильцев превышало 20 тысяч.

Солано Лопес отнюдь не был идиотом, и понимал, чем грозит подобное соотношение сил. Девять лет назад он был наблюдателем во время Крымской войны, где в ходе Кинбурнского сражения состоялся блестящий боевой дебют французских броненосных кораблей (плавбатарей Lave, Tonnante и Dévastation). Лопес был в курсе мировой «гонки броненосцев», и знал, что у бразильцев защищенных кораблей почти нет. Готовясь к решительному «броску на восток» Лопес делал на это ставку.

Пока бразильцы раскачивались, в Европе по заказу Парагвая был размещен заказ сразу на пять броненосных кораблей: "Минерву" и "Беллону" строили на верфи William Laird & Sons в Биркенхеде, "Тритон" и "Медузу" — на Dudgeon Brothers в Лаймхаузе. Последний из броненосцев, "Немезис", должен был быть построен во Франции. "Беллона", "Минерва" и "Немезис" были башенными, а "Тритон" и "Медуза" — казематными.

После завершения этих контрактов парагвайский флот получал тотальное преимущество над флотами других южноамериканских государств. У бразильских адмиралов начало подгорать.

Проблема, однако, заключалась в сроках. Перечисленные корабли были заложены осенью 1864, и войти в строй парагвайского флота они могли к началу 1866, никак не раньше. К счастью для бразильцев, Парагвай влез в войну раньше, чем заказанные им корабли были готовы.

Сразу после начала боевых действий Империя объявила морскую блокаду Парагвая, и вопрос о доставке построенных по парагвайским заказам кораблей покупателю повис в воздухе. Впрочем, ненадолго: взяв кредиты под конские проценты, бразильцы перекупили все пять броненосцев. "Беллона" превратилась в "Лиму Барруш"; "Минерва" — в "Байя"; "Немезис" — в "Силвадо"; "Тритон" — в "Мариш и Барруш", и "Медуза" — в "Эрваль". Несмотря на отчаянные попытки парагвайцев помешать переходу построенных кораблей из Европы в Бразилию, все они вошли в строй в 1866 году.

Броненосец «Мариш и Барруш» (бывш. «Тритон») Спущен на воду 1866 г. Вошел в строй 23.07.1867 г. Длина 58 м. Ширина 11 м. Осадка 2,5 м. Водоизмещение 1196 т. Мощность силовой установки 100 л.с. Максимальная скорость 9 уз. Экипаж 125 чел. Вооружение 2 * 120-фнт пушки Уитворта, 2 * 68-фнт пушки Уитворта. Бронирование: бронепояс из кованого железа, 114 мм на миделе и 76 мм в оконечностях.
Броненосец «Мариш и Барруш» (бывш. «Тритон») Спущен на воду 1866 г. Вошел в строй 23.07.1867 г. Длина 58 м. Ширина 11 м. Осадка 2,5 м. Водоизмещение 1196 т. Мощность силовой установки 100 л.с. Максимальная скорость 9 уз. Экипаж 125 чел. Вооружение 2 * 120-фнт пушки Уитворта, 2 * 68-фнт пушки Уитворта. Бронирование: бронепояс из кованого железа, 114 мм на миделе и 76 мм в оконечностях.

Таким образом, самой мощной боевой единицей в парагвайской флотилии остался стальной небронированный колесный шлюп «Такуари», купленный Лопесом в Англии в 1854 году за 29850 фунтов.

Стальной шлюп «Такуари». Обладавший неплохой мореходностью, этот 488-тонный корабль был оснащен двумя 180-сильными паровыми машинами, работавшими независимо, и мог развивать до 16 узлов – во всем бассейне Параны более резвых судов не имелось. Вооружение - два 60-фунтовых орудия, два 32-фунтовых, и две восьмифунтовки. Экипаж – 70 чел.
Стальной шлюп «Такуари». Обладавший неплохой мореходностью, этот 488-тонный корабль был оснащен двумя 180-сильными паровыми машинами, работавшими независимо, и мог развивать до 16 узлов – во всем бассейне Параны более резвых судов не имелось. Вооружение - два 60-фунтовых орудия, два 32-фунтовых, и две восьмифунтовки. Экипаж – 70 чел.

В 1862 году Лопес купил в Англии крупный железный пароход водоизмещением 627 тонн - «Парагуари». По его присланным из Европы чертежам был построен его близнец «Югурей», отличавшийся деревянным корпусом.

В июле 1856 года Парагвай получил первый пароход собственной постройки. Это был «Ипора» (Ypora), созданный по проекту английского инженера Томаса Смита.

Следующий «купец», получивший вооружение и ставший в строй – спираченный у бразильцев «Маркиз Олинда», тот самый, инцидент с которым стал формальным поводом к войне. Этот маленький пароходик принадлежал частной компании, и ранее, ещё под бразильским флагом, выполнял регулярные рейсы между Монтевидео и Корумбой.

Вооруженный пароход «Маркиз Олинда». Деревянное колесное судно. Водоизмещение 180 тонн. Мощность паровой машины – 80 л.с. Экипаж – 40 человек, Вооружение, по данным испанской Википедии, – две 16-фунтовых пушки, три 32-фунтовых, и три 60-фунтовых, что крайне сомнительно. Скорее всего, корабль нес не более четырех орудий калибра 24 фунта или менее.
Вооруженный пароход «Маркиз Олинда». Деревянное колесное судно. Водоизмещение 180 тонн. Мощность паровой машины – 80 л.с. Экипаж – 40 человек, Вооружение, по данным испанской Википедии, – две 16-фунтовых пушки, три 32-фунтовых, и три 60-фунтовых, что крайне сомнительно. Скорее всего, корабль нес не более четырех орудий калибра 24 фунта или менее.

Из оставшихся судов упоминания заслуживает «Хехуй», построенный в Асунсьоне в 1859 г. - 120-тонный деревянный колесник, несший две пушки.

Вооруженный пароход "Хехуй"
Вооруженный пароход "Хехуй"

Не считая разной мелочи, это было всё, чем располагал Лопес к началу боевых действий. Впрочем, ему удалось пополнить свой флот еще несколькими вымпелами, очень (не)удачно оказавшимися к моменту начала морской блокады в Асунсьоне:

"Сальто"
"Сальто"

В декабре 1864 г. был реквизирован аргентинский транспорт «Сальто» (винтовой, водоизмещение 200 т): его переименовали в «Сальто-Ориенталь» и вооружили четырьмя 18-фнт пушками.

29 марта 1865 г. приобретено итальянское судно английской постройки «Ибера». Деревянный винтовой пароход водоизмещением 300 тонн, мощность силовой установки – 50 л.с.; вооружение – 4 пушки калибра 18 фунтов; экипаж – 65 чел.

Вооруженный пароход "Пирабебе"
Вооруженный пароход "Пирабебе"

12 апреля 1865 правительство Парагвая приобрело винтовой пароход «Пирабебе» (английской постройки, экс-«Рейнджер», 120 тонн; имел железный корпус и машину мощностью 60 л.с.) Этот быстроходный корабль, прозванный среди парагвайских моряков «Летучей рыбой», был вооружен единственной 18-фунтовкой.

В ходе войны флоты обеих сторон пополнятся новыми вымпелами, несколько судов успеют поменять флаги, но это будет значительно позднее.

А что же другие участники Тройственного союза?

У Уругвая на момент начала боевых действий собственного военного флота не было совсем.

В Аргентине имелись три захудалых канонерки – 110-тонная «25 мая» (причем испанская википедия на голубом глазу уверяет, что эта лайба несла ШЕСТЬ 16-фунтовых карронад, да еще и 8-фунтовую пушку впридачу), 80-тонный «Гуалегвай» (40 л.с, единственная 12-фунтовая пушка), и 230-тонный «Павон» (130 л.с., 12 узлов, одно 75-мм орудие). Первые два были сразу же захвачены парагвайцами, но находились в столь плачевном состоянии, что использовать их было невозможно, а «Павон» всю кампанию прослужил в качестве посыльного судна и ни в одном сражении не участвовал.

Однако вскоре многое изменилось...

Война Тройственного союза 1864-1870 | Casus Belli | Дзен



Casus Belli в Telegram:
https://t.me/CasusBelliZen.

Casus Belli в VK: https://vk.com/public218873762

Casus Belli в IG: https://www.instagram.com/casus_belli_dzen/

Casus Belli в FB: https://www.facebook.com/profile.php?id=100020495471957

Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.

Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала

Ссылка для желающих помочь проекту:https://www.tinkoff.ru/cf/5rFGSRNywy6