К началу войны Тройственного союза из четырех ее участниц военный флот имели лишь Бразильская Империя, да сугубо сухопутный Парагвай.
Парагвай не имел выхода к морю, но по его территории текло множество судоходных рек. Ввиду почти полного отсутствия дорог (не «с твердым покрытием», а вообще, любых), они же были и основными транспортными артериями. И, разумеется, господство над речными путями решало. Президент Лопес лелеял надежду превратить свой речной военный флот в морской, как только будет завоеван выход к морю; но и в «сухопутном варианте» флотилия паровых военных кораблей была сильным козырем. Еще весомее он должен был стать после прихода из Европы заказанных там постройкой новых броненосных кораблей.
Внезапно обнаружив в лице Парагвая грозного противника, бразильские военные схватились за голову. По опыту только что закончившейся в Северной Америке гражданской войны было очевидно, что достижение господства на реках невозможно без броненосного флота. Не то, чтобы у Империи не было флота, - был, но по масштабам – не очень-то имперский. Самыми современными кораблями в нем были паровой фрегат «Амазонас», пара корветов («Беберибе» и «Парнаиба») и десяток канонерок; почти все суда cтроились в Англии, за исключением «Паранаибы» французской постройки. Был еще один, более старый фрегат «Ресифе», сошедший со стапелей в Рио-де-Жанейро.
В мае 1862 г. морской министр контр-адмирал Жоакин ди Ламари сделал в парламенте доклад о современных достижениях в области судостроения и добился ассигнований на развитие броненосного флота. По его требованию был создан специальный комитет по изучению опыта гражданской войны в Соединенных Штатах, а в Европу командированы специалисты-судостроители для освоения передовых технологий.
В марте 1863 г. была утверждена бразильская кораблестроительная программа, причем империя часть новых кораблей вознамерилась строить своими силами.
Контракт на постройку первого бразильского броненосца "Бразил" был заключен 5 января 1864 г. Строителем выступила французская компания Société Nouvelle de Forges et Chantiers de la Mediterranee. Любопытно, что заказчик ограничился самыми общими требованиями к конечному продукту, оставив проработку проекта на усмотрение кораблестроителя. Бразильцам было лишь важно, чтобы корпус был железным, в целом корабль был бы похож на итальянский броненосный корвет «Реджина Мария Пия», а бронирование желательно как у испанского фрегата «Нумансия», построенных на той же верфи в 1862 и 1863 гг соответственно.
…Узнав о зарождающемся броненосном флоте Парагвая, Бразилия срочно приняла меры для усиления своих ВМС. В Великобритании фирме А.С. Rennie были заказаны броненосцы (скорее даже броненосные плавбатареи) "Кабраль" и "Коломбо". Вскоре с бразильских стапелей сошел броненосец "Баррозу", а также несколько меньшие "Тамандаре" и "Рио-де-Жанейро".
Таким образом, даже без учета перекупленных парагвайских судов, к концу 1865 года бразильский флот насчитывал два десятка боевых кораблей классом от канонерки и выше, среди них – три броненосца (а с учетом более мелких судов – 42 вымпела и почти 250 пушек различных калибров).
А что же Парагвай?
Парагвай располагал 19 колесными и винтовыми пароходами, из которых один («Такуари») строился как военный, а остальные были реквизированы на военные нужды по указанию президента Лопеса. Суммарное их водоизмещение не достигало и 3000 тонн, в то время как у бразильцев превышало 20 тысяч.
Солано Лопес отнюдь не был идиотом, и понимал, чем грозит подобное соотношение сил. Девять лет назад он был наблюдателем во время Крымской войны, где в ходе Кинбурнского сражения состоялся блестящий боевой дебют французских броненосных кораблей (плавбатарей Lave, Tonnante и Dévastation). Лопес был в курсе мировой «гонки броненосцев», и знал, что у бразильцев защищенных кораблей почти нет. Готовясь к решительному «броску на восток» Лопес делал на это ставку.
Пока бразильцы раскачивались, в Европе по заказу Парагвая был размещен заказ сразу на пять броненосных кораблей: "Минерву" и "Беллону" строили на верфи William Laird & Sons в Биркенхеде, "Тритон" и "Медузу" — на Dudgeon Brothers в Лаймхаузе. Последний из броненосцев, "Немезис", должен был быть построен во Франции. "Беллона", "Минерва" и "Немезис" были башенными, а "Тритон" и "Медуза" — казематными.
После завершения этих контрактов парагвайский флот получал тотальное преимущество над флотами других южноамериканских государств. У бразильских адмиралов начало подгорать.
Проблема, однако, заключалась в сроках. Перечисленные корабли были заложены осенью 1864, и войти в строй парагвайского флота они могли к началу 1866, никак не раньше. К счастью для бразильцев, Парагвай влез в войну раньше, чем заказанные им корабли были готовы.
Сразу после начала боевых действий Империя объявила морскую блокаду Парагвая, и вопрос о доставке построенных по парагвайским заказам кораблей покупателю повис в воздухе. Впрочем, ненадолго: взяв кредиты под конские проценты, бразильцы перекупили все пять броненосцев. "Беллона" превратилась в "Лиму Барруш"; "Минерва" — в "Байя"; "Немезис" — в "Силвадо"; "Тритон" — в "Мариш и Барруш", и "Медуза" — в "Эрваль". Несмотря на отчаянные попытки парагвайцев помешать переходу построенных кораблей из Европы в Бразилию, все они вошли в строй в 1866 году.
Таким образом, самой мощной боевой единицей в парагвайской флотилии остался стальной небронированный колесный шлюп «Такуари», купленный Лопесом в Англии в 1854 году за 29850 фунтов.
В 1862 году Лопес купил в Англии крупный железный пароход водоизмещением 627 тонн - «Парагуари». По его присланным из Европы чертежам был построен его близнец «Югурей», отличавшийся деревянным корпусом.
В июле 1856 года Парагвай получил первый пароход собственной постройки. Это был «Ипора» (Ypora), созданный по проекту английского инженера Томаса Смита.
Следующий «купец», получивший вооружение и ставший в строй – спираченный у бразильцев «Маркиз Олинда», тот самый, инцидент с которым стал формальным поводом к войне. Этот маленький пароходик принадлежал частной компании, и ранее, ещё под бразильским флагом, выполнял регулярные рейсы между Монтевидео и Корумбой.
Из оставшихся судов упоминания заслуживает «Хехуй», построенный в Асунсьоне в 1859 г. - 120-тонный деревянный колесник, несший две пушки.
Не считая разной мелочи, это было всё, чем располагал Лопес к началу боевых действий. Впрочем, ему удалось пополнить свой флот еще несколькими вымпелами, очень (не)удачно оказавшимися к моменту начала морской блокады в Асунсьоне:
В декабре 1864 г. был реквизирован аргентинский транспорт «Сальто» (винтовой, водоизмещение 200 т): его переименовали в «Сальто-Ориенталь» и вооружили четырьмя 18-фнт пушками.
29 марта 1865 г. приобретено итальянское судно английской постройки «Ибера». Деревянный винтовой пароход водоизмещением 300 тонн, мощность силовой установки – 50 л.с.; вооружение – 4 пушки калибра 18 фунтов; экипаж – 65 чел.
12 апреля 1865 правительство Парагвая приобрело винтовой пароход «Пирабебе» (английской постройки, экс-«Рейнджер», 120 тонн; имел железный корпус и машину мощностью 60 л.с.) Этот быстроходный корабль, прозванный среди парагвайских моряков «Летучей рыбой», был вооружен единственной 18-фунтовкой.
В ходе войны флоты обеих сторон пополнятся новыми вымпелами, несколько судов успеют поменять флаги, но это будет значительно позднее.
А что же другие участники Тройственного союза?
У Уругвая на момент начала боевых действий собственного военного флота не было совсем.
В Аргентине имелись три захудалых канонерки – 110-тонная «25 мая» (причем испанская википедия на голубом глазу уверяет, что эта лайба несла ШЕСТЬ 16-фунтовых карронад, да еще и 8-фунтовую пушку впридачу), 80-тонный «Гуалегвай» (40 л.с, единственная 12-фунтовая пушка), и 230-тонный «Павон» (130 л.с., 12 узлов, одно 75-мм орудие). Первые два были сразу же захвачены парагвайцами, но находились в столь плачевном состоянии, что использовать их было невозможно, а «Павон» всю кампанию прослужил в качестве посыльного судна и ни в одном сражении не участвовал.
Однако вскоре многое изменилось...
Casus Belli в Telegram: https://t.me/CasusBelliZen.
Casus Belli в VK: https://vk.com/public218873762
Casus Belli в IG: https://www.instagram.com/casus_belli_dzen/
Casus Belli в FB: https://www.facebook.com/profile.php?id=100020495471957
Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала
Ссылка для желающих помочь проекту:https://www.tinkoff.ru/cf/5rFGSRNywy6