Термин “цифровая трансформация” на слуху не первый год. При этом определение термина довольно размыто, есть только общее понимание, что цифровая трансформация выведет бизнес на новый уровень за счет использования современных ИТ-систем и грамотного управления данными. Владельцу бизнеса идея нравится, он нанимает консультантов или директора по цифровой трансформации и ждет выхода на новый уровень.
И тут важный момент для любого проекта - нужно определить цели и объем работ.
Настоящая цифровая трансформация включает в себя внедрение новых информационных систем, но этим не ограничивается. Для того, чтоб действительно вывести компанию на новый уровень, предстоит пересмотреть организацию работы в командах, бизнес-процессы и даже культуру компани. Поэтому важно перед запуском зафиксировать текущее положение дел и определить образ результата.
Итак, что нам потребуются для формирования стратегии цифровой трансформации
Сформировать описание бизнес-процессов в текущем виде. Если в компании процессы описаны, то надо убедиться в актуальности описания. На всякий случай. Для этого достаточно поговорить с участниками 2-3 процессов о том, как они выполняют свою работу, и сопоставить с описанием.
Для диагностики достаточен такой уровень детализации, при котором описаны взаимодействия между сотрудниками, а также между сотрудниками и информационными системами. Спускаться до уровня конкретных операций на этапе диагностики смысла нет.
Проанализировать текущие потоки данных. Задача связанная с предыдущей - нужны схемы потоков данных, которые ходят между системами, между системами и людьми, между людьми без захода в системы. Данные - основа и питание для построения цифровой организации. Именно на основе анализа данных строятся современные подходы управления. Поэтому важно оценить, на какие данные можно опираться уже сегодня, а какую информацию нужно начать собирать для дальнейшего движения.
Узнать, что клиенты думают о компании и продуктах компании. Почему клиенты покупают, что им нравится и не нравится. Почему лиды не конвертируются в клиентов, и почему клиенты уходят после покупки. Если CusDev аудитории проводился более 6 месяцев назад, то имеет смысл получить свежие данные.
Определить текущую корпоративную культуру компании. Есть множество классификаций корпоративных культур - классификация Кима Камерона и Роберта Куинна или Фредерика Лалу и Клера Грейвза. Важно определить принципы взаимоотношений внутри коллектива, готовность к изменениям. Трансформация организации опирается на людей, и без активного вовлечения людей ничего не случится.
Синхронизироваться со стратегией компании. Если стратегически компания хочет вырасти по выручке в два раза за три года, то стоит обсудить с руководителем продаж, как он планирует прийти к увеличению продаж в два раза, и как в этом может помочь автоматизация/роботизация процессов. Затем провести аналогичный разговор с руководителем маркетинга, с руководителем производства, с руководителем закупок и далее…В результате появится план развития с опорой на будущие потребности.
Определить готовность руководства к изменениям. Цифровую трансформацию невозможно провести “снизу-вверх” или насадить извне с помощью внешних консультантов. Поэтому воля и вовлечение владельца и топ-менеджмента определяют потолок изменений. Если владелец/руководитель бизнеса под цифровой трансформацией понимает внедрение новой CRM, SRM, LMS, ERP, или другой системы, то это будет максимум изменений на сегодня. К счастью, люди умеют менять своё мнение, и если первое внедрение покажет хороший результат, то со временем бизнес захочет большего.
Собрав все исходные данные, можно сформировать стратегию цифровой трансформации, и определить цели и объем работ на первый этап, к которому готова организация на сегодняшний день.