Найти в Дзене
Басни Крылова

Читаем басни Крылва. "Два Голубя"

Два Голубя как два родные брата жили;
Друг без друга они не ели и не пили;
Где видишь одного, другой, уж верно, там;
И радость, и печаль – всё было пополам;
Не видели они, как время пролетало;
Бывало грустно им, а скучно не бывало.
Ну, кажется, куда б хотеть
Или от милой, иль от друга?
Нет, вздумал странствовать один из них. Так начинается история злоключений одного из друзей. Его друг со слезами уговаривает ретивого приятеля вспомнить, сколько опасностей подстерегает путешественника: голод, грозы, хищные птицы, силки. А каково будет оставшемуся?! Как тоскливо и одиноко будет ему без милого друга, как будет он изводиться при непогоде, при мыслях об опасностях и голоде, грозящих другу ежеминутно: «здоров ли, сыт ли он, укрыт ли от ненастья!» Растрогала речь эта Голубка;
Жаль братца, да лететь охота велика.
Под крылышко к дружку назад я ворочусь,
Тогда-то будет нам о чём повесть словечко, (то есть будет о чём поговорить).
Ты, слушая меня, представишь всё так живо,
Как будто б сам летал т
Два Голубя как два родные брата жили;
Друг без друга они не ели и не пили;
Где видишь одного, другой, уж верно, там;
И радость, и печаль – всё было пополам;
Не видели они, как время пролетало;
Бывало грустно им, а скучно не бывало.
Ну, кажется, куда б хотеть
Или от милой, иль от друга?
Нет, вздумал странствовать один из них.

Так начинается история злоключений одного из друзей. Его друг со слезами уговаривает ретивого приятеля вспомнить, сколько опасностей подстерегает путешественника: голод, грозы, хищные птицы, силки. А каково будет оставшемуся?! Как тоскливо и одиноко будет ему без милого друга, как будет он изводиться при непогоде, при мыслях об опасностях и голоде, грозящих другу ежеминутно: «здоров ли, сыт ли он, укрыт ли от ненастья!»

Растрогала речь эта Голубка;
Жаль братца, да лететь охота велика.
Под крылышко к дружку назад я ворочусь,
Тогда-то будет нам о чём повесть словечко, (то есть будет о чём поговорить).
Ты, слушая меня, представишь всё так живо,
Как будто б сам летал ты по свету со мной.
Тут – делать нечего – друзья поцеловались,
Простились и расстались.
Вот странник наш летит…

Несчастья стали преследовать его моментально, именно так, как предсказывал оставшийся дома его друг. Началась сильная гроза. Наш путешественник с трудом, страхом и без особой пользы провел её под ветвями дуба. Первое испытание не заставило Голубка подумать о возвращении:

Чуть солнце просияло,
Желанье позывать бедняжку дале стало,
Встряхнулся и летит.

Перед ним поле пшеницы, а он голоден. Голубок решил подкрепить силы и попался в сети, защищающие посевы.

Трепещется он, рвётся, бьётся,
По счастью, сеть стара: кой-как её прорвал,
Лишь ножку вывихнул да крылышко помял.

А впереди ещё более грозная опасность:

Вот, пуще той беды, беда над головой!
Отколь ни взялся ястреб злой;
Не взвидел света Голубь мой!

Эту драматическую сцену вы можете наблюдать на картине художника 18 века И.Ф. Гроота «Сокол и голубь». К счастью для нашего героя, всё и на этот раз обошлось.

Уж когти хищные над ним распущены;
Уж холодом в него с широких крыльев пашет.
Тогда орёл, с небес направя свой полёт,
Ударил в ястреба всей силой —
И хищник хищнику достался на обед.

Голубок, упав камнем вниз, забился под плетень (плетеный забор), и тут его заприметил мальчишка с черепком (часть от разбитой глиняной посуды) в руках.

Одна беда всегда другую накликает.
Ребёнок, черепком наметя в Голубка,
Швырнул и раскроил висок у бедняка.

Это был последний тяжкий урок для любителя путешествий.

Тогда-то странник наш, с разбитой головою,
С попорченным крылом, с повихнутой ногою,
Кляня охоту видеть свет,
Поплелся кое-как домой без новых бед.

Дома он был встречен с любовью и нежностью верным товарищем, который помогает ему вылечиться и забыть горести несчастного путешествия.

Далее баснописец обращается к тем, кто горит желанием «объехать свет вокруг»:

Вы эту басенку прочтите,
И в дальний путь такой пускайтеся не вдруг,
Что б ни сулило вам воображенье ваше; (сулить – обещать)
Но верьте, той земли не сыщете вы краше,
Где ваша милая иль где живет ваш друг.

Порассуждаем немного о морали этой басни и чем она современна для нас с вами. Желание видеть свет, его чудеса и обычаи, а потом делиться впечатлениями с теми, кто оставался на месте, очень естественное. В наше время большое развитие получил туризм, в том числе и экстремальный, где люди осознают опасности, которым они себя подвергают: альпинизм, плаванье по бурным рекам, ралли в пустыне и т.д. Но участники, как правило, готовятся к такому путешествию, тренируются и, если они попадают в беду, им оказывается общественная помощь. Герой басни отправляется в путь «вдруг», то есть без раздумий, плана и подготовки, скорее от скуки, и легкомысленно относится к предостережениям друга и его страхам остаться в одиночестве в случае невозвращения путешественника. Первого голубя можно назвать эгоистом.

Но есть другие путешествия, не ради впечатлений и развлечений, а ради науки, геологоразведки, даже ради торговли. Такие путешествия и мореплавания часто кончались гибелью людей, но, думаю, такие путешествия, мы их скорее называем экспедициями, Крылов не стал бы осуждать.

Безусловно, самое прекрасное место на Земле — наша Родина, где живут наши близкие и любимые. Но увидеть другие страны тоже хочется.

Оформление этой длинной басни включает целых шесть элементов, непосредственно относящихся к басне. На полях первой страницы два рисунка, изображающие пары голубей: один принадлежит художнику Д. Гульду, другой без автора, оба 19 века. На развороте к этой странице картина Н. Русселя «Прощание» 19 в. На ней офицер прощается с любимой женщиной, а в дверях его ждет денщик с шинелью. Поля обеих страниц украшены в виде орнамента девятнадцатью маленькими репродукциями русских художников, не имеющими отношения к содержанию басни: Федотова, Пукирева, Перова и других.

На второй странице на полях иллюстрация к басне Н. Ольшанского и П. Беллингерста для издания товарищества Вольфа. Вторая репродукция картины Ф.П. Толстого «Возвращение». Она изображает юношу и девушку в одежде Эпохи Возрождения, которые, по мнению Бутромеевых, символизируют голубков из басни. На развороте сокол нападает на голубя, а орнамент по краям обеих страниц изображает мастерски нарисованных разнообразных птиц числом 21. Очень красивые!