После фееричного по-летнему сентября октябрь потерялся в череде пасмурных дней. Пожалуй, малое количество солнца - это единственное, в чём можно нынче упрекнуть средний месяц осени. Потому как хватило от него и тепла, и дождя, и осенней красоты.
Расцвечивая яркими красками серые дни, полыхали солнечными цветами деревья.
Для меня октябрь превратился просто в какой-то марафон: я всё время куда-то бежала, а вокруг меня мелькали картинки золотой осени, которые я даже рассмотреть не успевала. Так и остались они, как осколки разбитого витража, разрозненными картинками в телефонной памяти.
...Рыжая лиственница под окном в один из немногих солнечных дней...
...Ольховые заросли у озерца, дольше всех окрестных деревьев сохранившие зелёную листву...
...Золотое крыло заката над поймой...
...Яркие капельки плодов бересклета...
Его фигурные коробочки я фотографирую каждый год над мутными водами озера и всё равно не устаю любоваться.
Кстати, те кусты бересклета, что растут у воды в тени берёз и ольхи, гораздо дольше сохраняют зелень листвы, на фоне которой чудесными бусами горят оранжевые ягодки под розовыми зонтиками. А вот их собратья, обосновавшиеся на горушке под солнечными лучами, давно уже износили и разбросали по ветру наряды, раскрашенные дивными оттенками розового и пурпурного....
... А потом выпал снег. И на его белых холстах деревья, не успевшие проститься с осенними уборами, выглядели, пожалуй, ещё богаче...
Вслед за снегом хлынул дождь, а после него всю округу окутал непроглядный туман...
... Когда туманный занавес рассеялся, природа явилась в новых декорациях, означавших, что на смену золотой осени пришло предзимье. Деревья стояли полностью обнажённые
и печально качали макушками над рассыпанными у ног лоскутьями ещё недавно пышных платьев...
И от всего осеннего разноцветья на память осталась лишь толика листьев, подобранных на бегу и засушенных меж книжных страниц. Зато самые красивые - резные кленовые и те самые бересклетовые, в фантастических оттенках...
А среди выцветших пейзажей лишь иногда мерькнут отблеском этих красок запоздалые мухоморные шляпки,
да насмешливо щеголяет изумрудным покрывалом поле под озимью, окаймлённое полупрозрачным перелеском...
... И вот уже последний октябрьский закат провожает в золотой спелости луна, сопровождаемая неизменным осенним спутником Сатурном...
Наступивший ноябрь сначала не добавил ничего нового в межсезонную картину: всё та же сырость и размытые дождями дороги...
Лишь во второй половине последнего осеннего месяца мороз начал потихоньку сковывать бездорожье да припорошил землю второй снежок (впрочем, он тоже продержался лишь одну ночь).
Но лужи на дорогах уже превратились в стеклянные картины: одни в причудливых разводах непрозрачного матового стекла,
другие - напротив- за хрустальной прозрачностью хранящие переплетения пожухлых трав...
Отправляюсь на прогулку в ту часть поймы, что за деревней. Летом я сюда не ходок, просто некогда во время наездов для огородных работ. Те прогулки по пойме, что в предыдущих статьях, это в выходные дни вблизи посёлка, а деревенская сторона поймы у меня пока неосвоенная. Правда, далеко тоже не прошла, потому что вольно гуляющий на открытой местности ветер заставил вернуться в домашнее тепло.
Вот вдалеке за ракитами виднеется дальний перелесок, за которым прячется соседняя деревенька.
А на той горке среди сосен в песчаных овражках года три-четыре назад встречала стайки золотистых щурок, которые покинули нашу окраину деревни. Правда, не знаю, есть ли они и там теперь: рядышком лощину местные фермеры арендовали или же выкупили под выпас скота. Не уверена, что пугливые птички смирились с таким соседством, скорее всего, отправились искать другое место, ибо нынешним летом я не слышала пения пролетающих над домом стаек щурок.
С другой стороны, там, где из-под туч пробиваются солнечные лучи, за рекой начинается лес.
В заросляж ивняка вдоль самой деревни выделяется какой-то кустарник, покрытый пухом. Издали кажется, что он уже укутан в снежную шапку посреди обесцвеченных осенней стылостью пейзажей.
На самом деле это покрытые пухом щёточки соцветий. Вот так они выглядят вблизи - такой кустарник я встречала ещё раньше, в октябре..
Напоследок иду проведать своё озеро за домом. Ручей, который берёт начало в озере, снова переполнен дождями, и окрестные кусты уходят в зиму, вмерзая в воду.
Утопает в воде кустик ситника. За посёлком этого растения в последние годы уже целые заросли образовались, а вот возле дома в деревне я его впервые встретила.
Зонтики бересклета высохли, вылиняли, сохранив лишь остатки былой яркой окраски.
Озеро тоже схвачено первым ледяным панцирем, и мой рыжий друг уже прогуливается по прибрежному льду, слизывая лужицы, проступившие сквозь трещины.
Здесь, в низине, в складках одеяла из полёгшей осоки, сохранились остатки снега, напоминая, что зима уже совсем рядом... И пусть её истории тоже будут красивыми!
Всем мира и добра!