Найти тему

24 НОЯБРЯ. НА ФЕДОРА СТУДИТА - СТУЖА НЕ НА ШУТКУ

«С Федора Студита зима сердита».

«На Студита стужа, что ни день, то лютей».

Да, стужа великая давала о себе знать. Говорили старики: «Федор Студит без разбора стал студить». Глянешь, а с рябины снегирь красным яблочком сбит в снег. Но отряхнет крылышки, и снова Студиту наперекор за ветки зацепился! А за ним – целая семья: крылья, что голубые зеркальца сияют. Это сойки со своим выводком! Любят они в гости летать. От деревни к деревне. Проведывать, не осталось ли где наливных яблок, золотых крыжовин, черных смородиновых бусин! А то на молодой ледок слетят, а под ним – что-то застыло, жук что ли какой? Клюнут, да не так-то было!

Но Федор Студит ноябрьские сумерки нагоняет. Слышен хруст снега. Это хозяйка из дома к сараю идёт, пора скотину кормить, корову доить. А ветер – голодным волком воет. На рябине не осталось ни ягодки! Но надо же! все ветки снегом Студит укрыл! Он хоть и стужу нагоняет, но о деревьях у него забота сердечная!

В этот день память блаженного Максима, московского чудотворца, Христа ради юродивого.

-2

Москва. XV век… Время, в котором жил чудотворец Максим для русского народа было тяжелейшим, многострадальным. Все как бы сошлось в единую напасть: татарское иго подавляло всё живое на русской земле. Свирепствовала моровая язва. К ней – прибавлялся голод.

И тогда увидел московский народ юродивого Максима. Ни одежды при нём, ни крова своего у него… Скитался он по улицам. Пристанищем ему были ступени храмов. Казалось, его жизнь может оборваться в одно мгновение. В зной и холод было над ним только небо. Что его держало на земле? – молитва, любовь ко Христу и к родному русскому народу. Он говорил: «Хоть люта зима, да сладок рай!»

Нередко его гнали, в след ему смеялись, называя святого – безумным! Но он всё сносил, всё прощал… Скоро и простые люди, и бедняки, а за ними и великие князья стали прислушиваться к его речам. А он учил терпению старого, и малого: «За терпение – даст Бог спасение». Он обличал нечестивых, живущих несправедливостью, обманом: «Божница домашняя, а совесть продажная. По бороде Авраам, а по делам Хам». Порой и богач, и князь мог услышать в след: «Всяк крестится, да не всяк молится», «Бог всякую неправду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь!»

Многих людей святой Максим поддерживал, но старался, чтобы эта поддержка оставалась в тайне. Его прозорливые наставления приводили народ к вере, к любви к Богу.

Святой Максим Христа ради приняв на себя личину юродивого, прошёл свой трудный путь через боль, лишения, гонения. Казалось, что нигде нему не будет места на земле. А место ему, память о нём нашлась и осталась в душах родного народа.