Найти в Дзене
Дневники психолога

Приоритетные навыки и компетенции будущего

Оглавление

В этой статье я продолжаю рассказывать о стратегических сессиях, которые мне удалось посетить в Сколково в сентябре этого года. Начало и первая лекция здесь https://dzen.ru/a/ZT5rZhb8-3N2wIt5?referrer_clid=1400&

Вторая сессия называлась "Новые сотрудники в новом мире. Приоритетные навыки и компетенции будущего".

Модератор: Денис Конанчук (Школы управления СКОЛКОВО) Спикеры: Олеся Титова (Школа управления СКОЛКОВО), Анна Львова («Севергрупп»), Ирина Чувакина («Ростелеком»), Анастасия Таганцева («Самолет Плюс», «Гостеприимство» - группа компаний «Самолет»).

Будущее размыто, запросы на краткосрочное и среднесрочное обучение формуются в режиме реального времени. На встрече представители крупнейших организаций делились мнениями и опытом, как чувствуют себя компании и что они делают, находясь в зоне роста и развития. Какие навыки востребованы в компаниях, переживших кризис и трансформацию. И как поменялось корпоративное обучение и роль HR и T&D (L&D).

Для справки:
T&D и L&D — управляющие корпоративным обучением. За аббревиатурами T&D (training & development) и L&D (learning & development) в современных компаниях обычно скрываются менеджеры по развитию обучения. Они помогают построить внутри компании такую систему обучения персонала, которая поможет бизнесу достигнуть целей.

Я честно скажу, туда я шла чисто для проверки:

изменилось ли что-то за 3 года или нет. Потому что буквально в 2020 г. я проводила лекцию на тему умений человека будущего в ТочкеКипения. И выделяла следующий список компетенций:

1. Желание развиваться

2. Высокий Эмоциональный интеллект

3. Развитый Навык коммуникации

4. Умение вести проектную деятельность

5. Системное мышление

6. Умение работать в мультиязычных и мультикультурных средах

7. Мультидисциплинарность

8. Критическое мышление

9. Осознанность

10. Способность адаптироваться

11. Самостоятельность

12. Креативность

13. Адекватная самооценка

14. Ответственность

15. Умение принимать решения

16. Умение учиться и переучиваться

В моей ивановской квартире на стене большими буквами написана цитата Дарвина: «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям».


Поверьте, этот список вряд ли станет меньше. Единственное, его можно расположить приоритетно, и
я бы выделила 3 главных навыка: желание развиваться, умение учиться и переучиваться и системное мышление, собственно, инструмент к которому я прохожу в данный момент на курсе Академии смысла А.В.Курпатова.

Вопросы в студию

Ну и угадайте, какой вопрос я задавала на этой сессии) Ну все тот же, конечно. Причем, меня трясло как осину, потому что не привыкла я задавать «дурацкие» вопросы (как мне казалось) перед ТАКОЙ аудиторией умных и богатых людей, но получить ответ на свой вопрос мне было гораздо важнее. Вопрос был крайним по времени, зато «хорошим для финала»: Как замотивировать других людей на желание развиваться?

Ответ представителей компаний с миллиардными оборотами:

«Исключительно собственным примером».

Больше никак, друзья. Меня действительно периодически сильно бомбит от того, что больше я не могу ничего сделать. Но это моя точка роста. Я могу медленно, но верно создавать информационную доминанту и делиться своими знаниями и опытом с вами. Но все остальное зависит от вас. Главное, помните, что информация не равно умение и не равно внедрение привычек в собственную жизнь.

Новые методы и наставничество – это то, что сейчас формируется во многих компаниях

Да, сюда еще не подтянулись малый и средний бизнес, но в экономических гигантах это понимание уже есть и активно развивается. Смещение фокуса на личное восприятие – насколько сотруднику хорошо. Полная направленность на сотрудников: обучение новым навыкам, психологическая помощь, корпоративные тренинги, программы благополучия и ориентация на поддержку семейных ценностей.

Потому что они понимают:

сотрудник – это ресурс, и чем этот ресурс будет качественнее, тем прибыль выше.

Управление изменениями в топе компетенций

Дело не в том, чтобы не сталкиваться с изменениями или контролировать их, дело в гибкости и умении управлять изменениями, которые происходят внутри вас или снаружи, выносить опыт, возможности для роста и превращать ошибки в знание, чтобы в следующий раз неопределенность не была «страшным врагом», а была союзником.

Почувствуйте разницу между словами «контроль» и «управление». Контроль - это что-то закрытое, агрессивное, вызывающее сопротивление. А управление – это видение ситуации сверху и возможность изменять систему.

Командность

Командность как один из навыков будущего. И здесь основной затык. Технологическая революция сделала свое дело и, в некотором смысле, разобщила человека. Мы готовы 24/7 переписываться в соцсетях, но вот социальное реальное общение нам стало даваться, мягко сказать, хуже. Работать в команде и выдать качественный продукт умеют единицы.

Будущее – это про синергию (со-творчество, кооперацию, сотрудничество), выбирайте любое слово. Обмен знаниями, аккумулирование их для созидания – вот, что будет требоваться от сотрудников.

Здесь мы можем увидеть сквозные навыки: принятие других и себя, внимательность, толерантность, непредвзятость, эмоциональный интеллект и т.д.… то, что называется метанавыками.

Фокус на клиента и то, что вокруг него.

О чем это говорит? Важно понимать, чего хочет другой человек. А для этого важно понимать, а чего, собственно, хотим мы сами. Умение мыслить по-другому, вставать в позицию оппонента. Современность будет прокачивать нашу социальность по полной программе.

Технологичность

Здесь речь идет об опыте и знаниях, необходимых для выполнения конкретных цифровых или физических задач. Независимо от того, в какой отрасли вы заняты, для выполнения повседневной работы потребуются технические навыки. Поэтому базовыми скиллами инновационного поведения будут технологичность, продуктивность и эффективность. А теперь возвращаемся к лекции о личной продуктивности и вспоминаем, что важно делать для этого в первую очередь https://dzen.ru/a/ZT5rZhb8-3N2wIt5?referrer_clid=1400&.

Не знаю, насколько далекое будущее сделает из людей киборгов, но вот ментальным франкенштейном стать придется)) И как будто мы активно лежим в сторону HomoDeus)

Образование - это процесс.

И нельзя получить сразу все знания и ту же применить. Терпение как один из ключевых навыков

Правильно простроенная корректируемая траектория обучения. Это то, о чем я говорила после образовательной выставки. Важно получить базу навыков. А потом, исходя из потребностей, желаний, умений выстраивать дальнейший профессиональный путь. Помнить о постоянных изменениях и уметь ими управлять, встраиваться в реальность в моменте.

Здесь важными будут 2 момента:

  • Целеполагание – как инструмент управления, предусматривающий постановку генеральной цели и совокупности малых целей в соответствии с назначением системы (стратегией), установками и характером решаемых задач.
  • LifeLongLearning (3L) или непрерывное образование, — концепция новой реальности корнями из прошлого - «Век живи — век учись». Эта идея подразумевает постоянное развитие личности в профессиональной, социальной, духовной сферах.

Что ищут компании в людях?

Люди - новая нефть. Идет колоссальная борьба за таланты и обмен экспертными знаниями.

Даже не знаю, что здесь еще сказать, друзья)) Сама по себе фраза: люди – это новая нефть, говорит о многом) Огромный дорогущий ресурс, который сложно найти и не хочется отдавать)

Сделайте из себя такой ресурс.

Точка роста. Коучинг. Менторинг.

Прекрасные слова, уже ставшие «мемными», станут основополагающими в современном мире. Точка роста – как возможность, вытекающая из лютых стрессов, сопротивлений, страхов и неумений. Стабильность утопична. Это точка ноль. А в изменениях мы либо деградируем, либо растем. Выбор каждого.

Коучинг – как мощный трансформационный инструмент. И здесь я позволю себе процитировать себя же саму 2х годичной давности.

«Вся механика коучинга направлена на движение вперед. Разного рода вопросы: раскрывающие, заставляющие думать, связывающие мысли; специальные упражнения, которые расширяют личные границы, расширяют твое пространство; техники, в том числе творческие, метафорические, - все это вместе действительно работает».

Остальное читаем по ссылке https://vk.com/artvolkova_coach?w=wall-211417012_9

Менторинг. Как сказал Исаак Ньютон «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов». Менторинг – это вид поддерживающих отношений и эффективный способ передачи знаний и опыта от более опытного эксперта (предпринимателя, руководителя - ментора) менее опытному (менти), который ведет к профессиональному развитию и прогрессу менти, раскрытию его потенциала и личному росту. Обмен знаниями.

Стратегия агрессивного роста

Крупные компании направляют вектор развития на увеличение уже освоенных рынков и проникновение на новые. Время компаний-конгломератов, которые вмещают в себя разные отрасти и направления деятельности: Яндекс, Сбербанк …. Цель – увеличение влияния и роста прибыли.

Как индивидуальный человеческий навык, который коррелируется с агрессивным ростом, можно выделить мультидисциплинарность. Т.е. использование или объединение знаний, методов и подходов из разных дисциплин или областей для решения сложных проблем или достижения целей.

Знаете, как-то мой друг программист высказался по поводу своей профессии и заодно по поводу профессии дизайнера.

«Если ты не в потоке знаний сегодня – ты умер как специалист».

Скорость информации в современном мире гигантская. И будет увеличиваться с геометрической прогрессией. Профессиональные и гибкие навыки, а также сквозные навыки, в частности системное, критическое, интегральное, креативное, конструктивное, вероятностное мышление, должны быть прокачены настолько, чтобы быть достойным оппонентом ИИ. И это касается большинства профессий. Во всяком случае, тех, которые выживут в новой промышленной революции.