Технологии на основе искусственного интеллекта (ИИ) все глубже проникают в сферу образовательных услуг. Одно из недавних веяний - использование нейросетей для создания обучающих курсов и материалов. Кто же побеждает в битве между ИИ и живым преподавателем за внимание слушателя?
Новостная повестка уже пестрит заголовками на тему появления нейросетей, способных «с нуля» создавать обучающие онлайн-курсы на любую тему. Эксперты на профильных ресурсах не скупятся на громкие заявления и прогнозы вроде: «Революция на EdTech-рынке уже началась» и «Уже в ближайшем будущем обучающие курсы, созданные ИИ, могут стать стандартным явлением».
При погружении в информационное поле создается впечатление, что преподавателям и обладающим знаниями экспертам можно начинать процесс переквалификации и отдать поле деятельности всемогущему EdTech (в данном случае под EdTech понимаем комплекс информационных технологий и продуктов, которые обеспечивают возможность получить новые знания), а жаждущие знаний теперь «одним кликом» могут получить любые учебные материалы сгенерированные ИИ и освоить доселе неведомые навыки, не вставая с дивана. Однако, первой вышеназванной категории рано унывать, а второй – рано расслабляться.
Опыт, передаваемый от человека к человеку, остается проверенным временем источником качественных знаний и навыков. К тому же, во многих областях практический навык может значительно отличаться от теории и получить его можно только от обладающих знаниями специалистов.
Еще один аспект, который необходимо учитывать: объективный критерий, который позволяет в полной мере оценить качество полученных знаний – это время. То тесть, получив новые знания, человек должен их применить и результат его труда (применения полученных знаний) должен проявиться.
В простых системах, времени от применения новых знаний до получения результата проходит не так много. Но чем сложнее система, тем больше времени требуется на получение и вычленение очевидного результата. Таким образом, говорить о сколь-либо релевантных показателях эффективности получения новых знаний при помощи сгенерированного ИИ учебного материала пока очень рано. Сейчас «ИИ-учитель» еще в самом начале пути.
Между тем, ИИ может стать неплохим помощником для преподавателя. Использование нейросетей позволяет ускорить процесс подготовки обучающего материала, тестов для проверки знаний, сэкономить время и силы на визуализацию контента. Далее мы рассмотрим несколько направлений, где уже сейчас есть ИИ-решения, способные посодействовать в создании обучающего контента. Дабы не рекламировать отдельные сервисы, названия нейросетей мы опустим (их без труда можно отыскать в сети самостоятельно), сосредоточившись на функциональных возможностях в целом.
Текст
Нейросети предоставляют весьма широкий спектр возможностей работы с текстовой составляющей учебных материалов. ИИ-сервисы могут сделать подборку полезных материалов и примеров по заданной теме (в том числе и с переводом из иностранных источников), сгенерировать обучающую статью, тезисный план для выступления перед аудиторией.
Планы курсов и уроков, сценарии занятий и все, что касается графиков и расписаний обучения также можно поручить нейросетям. Кроме того, ИИ по силам создавать тесты и иные типы заданий, нацеленные на проверку знаний. Например, проверочные задания в игровой форме.
Изображения, видео и аудио
К нейросетям можно обратиться за иллюстрациями к обучающим материалам. Ряд сервисов генерируют всевозможные картинки по самым различным темам и они, что важно, не подпадают под законы об авторском праве, что позволяет избежать возможных проблем в этой области. Существуют комплексные сервисы, создающие, например, презентации целиком. Есть ИИ-сервисы генерирующие видео, а также создающие аудиоконтент на основе текста, или запросов. Такие инструменты могут пригодиться, например, для изучения иностранных языков и иного материала, где аудиовизуальная составляющая необходима.
ИИ-учителя
Нейросети могут помочь в создании «виртуальных учителей» или тренажеров – визуализированных симуляторов, предоставляющих учебный контент с возможностью имитации живого диалога. Такие инструменты позволяют в более естественной форме подавать слушателям обучающий материал, а также полезны для отработки диалоговых сценариев в различных областях деятельности.
Вывод
Инструменты, которые преподаватель получает при помощи нейросетей, позволяют экономить большое количество времени и реализовывать всю «техническую часть» подготовки образовательного контента в разы быстрее.
Страх же того, что ИИ полностью заменит преподавателей на поприще образовательных услуг, безоснователен.
Начальник Научно-образовательного центра «Газпром межрегионгаз инжиниринг»: Олег Сыровацский: «В процессе передачи знания точность и грамотная подача информации имеют важное значение. Но не меньшее, а порой и большее, значение имеет то, чего у ИИ нет и никогда не будет – эмоциональная составляющая. Не даром говорят, что быть хорошим преподавателем – это дар. Умение зажечь в слушателе интерес к материалу едва ли не главная черта действительно талантливого учителя. Лишь увлеченный и умеющий увлечь специалист может сделать из созданного нейросетью контента действительно ценные знания, которые запомнятся навсегда».