Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Почему некоторые люди так высокомерно и презрительно относятся к окружающим?

Когда рождается ребенок, то он полностью зависит от матери. Мать - это первая вселенная ребенка, которая является посредником между внешним миром и самим ребенком. Согласно теории привязанности, если мать или иной объект привязанности откажется от ребенка, от проявления родительской близости, которая ему необходима как еда и сон, то ребенок может не выжить. Поэтому ребенку очень важно, чтобы он нравился матери, чтобы мать его любила, чтобы она удовлетворяла его потребности и тогда такой ребенок продолжает жить.

Дети холодных, критикующих, отвергающих матерей гораздо чаще вырастают зависимыми. Они всячески пытаются понравиться матери, но она остается холодной, критикующей. Часто накладываются запреты на истинные проявления ребенка (на его «
истинное Я»).

Например: мать может не выносить активность ребенка, его эмоциональность. И тогда она его регулярно одергивает и запрещает ему такие подобные проявления. Ребенок бессознательно делает вывод, что активность - это плохо, эмоции - это плохо, проявлять себя – это плохо. Таким образом, у ребенка на проявления «истинного Я» внутри психики вешается стикер – «это плохо», «это запрещено». Но в тоже время, мать хочет видеть ребенка каким-то и тогда ребенок уже начинает подстраиваться под мать, тем самым формируя «ложное Я». Т.е. если мать против эмоций, то ребенок будет холодным.

«Ложное Я» в психики - это то, каким я должен быть, чтобы нравиться взрослым окружающим меня людям, быть удобным.

Если мать более чуткая, отец более внимательный; чем меньше они критикуют ребенка; чем они теплее и лучше удовлетворяют потребности ребенка – тем «истинное Я» находится ближе к «ложному Я». Чем более холодные родители, тем больше разрыв между «истинным Я» и «ложным Я», тем больше человек не понимания какой он реальный.

Получается ребенок формирует «ложное Я» с очень сильным, завышенным «Я-идеалом» - это, как меня хотят видеть другие, чтобы жить в этом мире, чтобы всем нравиться и все меня любили. А «истинное Я» прячет в сундук со стикером – «это плохо». Т.о. у ребенка идет расщепление (психологическая ранняя защита):

  • Одна часть психики «Я Ничтожный» – где он плохой, ужасный, отвратительный, звучит как «я не могу быть таким», «так проявляться нельзя».
  • А вторая часть психики «Я Грандиозный, Всемогущий» – где он идеальный, звучит как «я должен быть таким», «вот так правильно», «я должен соответствовать».

Идеальная часть («истинное Я») не плохая часть психики человека. Плоха она лишь, если сформирована на «ложном Я», т.е. на ложных идеалах, в которых нет особенностей личности ребенка. Не учитываются его возможности, способности, таланты, физиология. Это некий выдуманный идеальный образец, которому надо соответствовать. Иначе отвергнут, покинут, унизят, предадут, не справедливо поступят и т.д.

Трудность в том, что при таком расщепление психики у человека нет средней позиции, т.е. он не может относится к себе реалистично. Это фантазийное восприятие и мира, и себя: либо «Я полное ничтожество», либо «Я всемогущий». Поэтому человек отожествляет себя с «Я идеалом» (я всемогущий, я прекрасный, я великолепный), а свою вторую часть «ложного Я» (я ничтожный) начинает проецировать на окружающих.

Это бессознательные процессы. Человек в этом не виноват. Он не знает кто он, какой он. Он не знает своего «истинного Я». Все что он знает – это тот «ложный Я идеал», каким он должен быть и то «ничтожество», которым он не должен быть. А то какой он в действительности остается для него тайной.

Поэтому, видя в людях собственную «ничтожность» он постоянно с ними соревнуется, конкурирует, их обесценивает тем самым возвышаясь, т.к. ему все время надо быть выше других людей. Потому что, если он не будет выше них, то он свалится в эту «ничтожность», а там больно, стыдно и т.д.

«Все, что раздражает нас в других может привести к пониманию нас самих». (Карл Юнг)

Т.е. все, что раздражает человека в других людях - это есть в нем самом, но только это подавлено, запрещено, это его бессознательное (тень).

Чем больше человек призирает других, которые живут иначе, не так как он в своих искаженных рамках мировосприятия, тем больше у человека призрение к самому себе такому «ничтожному». Но т.к. призирать себя «ничтожного» больно, да и сложно, то человек проецирует это на другого (типа «это он плохой»), а себя превозносит («а я смотрите хороший»). Отсюда же отчасти рождается буллинг у детей, сплетни, как некий, быстрый и корыстный способом повысить собственную значимость, т.е. возвыситься за счет унижения другого.

Например: ребенок рассказывая своим родителям плохие вещи о своих сверстниках или «очерняя» их в глазах друзей, таким образом он защищает себя, предполагая: «..вот, мол смотрите я не такой как он или они, я от них выгодно отличаюсь и я делаю все чтобы заслужить вашу любовь. Ведь я такой каким вы меня хотите видеть - я хороший, а он или они плохие». физически вырастая, уходя во взрослую жизнь такой человек плохо понимает «кто он?», «куда он?», «для чего он?»

И это не очень здоровая история. Весьма печальная и болезненная. Человек не знает себя и не может на себя опереться. Внутри много страха, тревоги, пустоты, одиночества. Его самооценка и самоценность низкие. Он опирается и зависит от внешних знаков (похвала, одобрение…), в т.ч. формируя разные формы зависимостей (алкогольная, пищевая, игровая, эмоциональная...).

Комплекс превосходства - это обратная сторона Комплекса презрения. Важно помнить, что эти мысли в голове – это не объективная реальность человека, это всего лишь некие фантазийные представления о себе как о всемогущем или как о ничтожном человеке.

С благодарностью за прочтение!

📩 Записаться ко мне на психологическую онлайн консультацию можно через сообщения сайта В17.

Автор: Мартынова Ольга
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru