Сергей Балакин
Как я и обещал в предыдущей публикации, расскажу о своём ноябрьском мини-круизе на «Лунной сонате» по маршруту Москва – Углич – Тверь – Москва подробнее.
Вообще это спонтанное речное путешествие сильно отличалось от всех остальных моих плаваний. Прежде всего тем, что приоритеты в нём были расставлены совершенно нетипично. Если прежде самым важным пунктом для меня всегда был маршрут, то здесь он особой роли не играл. В городах захода – Угличе и Твери – мы с женой уже бывали не раз, канал имени Москвы в обоих направлениях уже проходили. Да и ожидавшаяся погода (дожди) не предполагала красивой береговой программы. (На деле, как я уже рассказывал, погода преподнесла нам сюрприз, но на такой подарок мы не рассчитывали).
Главной причиной выбрать данный круиз было желание познакомиться с компанией «Созвездие» (она же «Инфофлот»), о которой я много слышал, но услугами которой пока не пользовался. Отзывы о ней до меня доходили в основном положительные, но хотелось понять, насколько они соответствуют действительности. Благо, за последние годы у меня накопился определённый опыт в области не только морских, но речных круизов, и теперь мне есть что сравнивать.
Коротко о теплоходе «Лунная соната». Этот речной четырёхпалубный лайнер построен в ГДР в 1988 году. Он принадлежит к большой серии судов проекта 302, по сей день составляющих основу отечественного речного круизного флота. Изначально он носил на борту название «Маршал Рыбалко» и принадлежал Днепровскому речному пароходству; позже был переименован в «Зірку Дніпра» («Звезду Днепра»). Теплоход совершал круизы по Днепру с выходом в Чёрное море (требования к безопасности плавания в морской акватории у украинского регистра были значительно мягче, чем у регистра российского). В 1990-е годы и начале 2000-х я регулярно бывал в Севастополе и встречал будущую «Лунную сонату» под обоими названиями. Вот она под именем «Маршал Рыбалко» в августе 2002 г.:
В 2017 году теплоход был приобретён круизной компанией «Инфофлот» и переименован в «Лунную сонату». Вот его недавнее фото – у причала в Угличе, ноябрь 2023 г.:
Итак, поделюсь впечатлениями о состоявшемся круизе. В целом они положительные. А кое в чём даже превзошли ожидания.
Техническое состояние судна хорошее – то, что ему уже 35 лет, совершенно не ощущается. Обстановка, мебель вполне современные, краны не текут, вентиляция/кондиционирование работают нормально. Привожу этот перечень не просто так: на подобных вещах я уже обжигался и знаю, насколько они портят общее настроение.
К сервису никаких претензий нет. В каютах и общественных зонах чисто, уборка происходит в отсутствие пассажиров.
Хочу отметить массу приятных мелочей. От нашей двухместной каюты мы получили два ключа. Обычных, не электронных, но ДВА. Практически во всех отечественных речных круизах нам раньше выдавали один ключ на двоих.
Или вот такой набор, имеющийся в каждой каюте. Мою жену умилило наличие в нём иголки с разноцветными нитками и даже «аварийных» пуговиц:
Каждому пассажиру выдали по приёмнику (ресиверу) с наушниками для экскурсий. Такой гаджет очень удобен: благодаря ему не нужно толпиться вокруг экскурсовода, а можно его слушать, гуляя/фотографируя вокруг в радиусе до ста метров. Подобные устройства мы использовали в круизах компании «ВодоходЪ», но здесь они оказались более современными и компактными. И наушники другие – не вставляются в ухо, а надеваются на ушную раковину. Лично мне такие показались более удобными.
Береговые экскурсии тоже понравились, но рассказывать о них не буду. Как уже говорилось, в Угличе и Твери мы с женой бывали неоднократно, и будет логичнее объединить впечатления и фотографии разных лет в отдельные публикации. Надеюсь, когда-нибудь я так и сделаю.
Вот главные люди круиза - капитан «Лунной сонаты» Алексей Анатольевич Быков и круиз-директор Аделина Викторовна Смирных:
О питании на борту. Оно очень даже приличное – примерно на уровне иностранных круизных компаний премиум-класса. Ассортимент, конечно, меньше, но качество блюд и их «дизайн» вполне соответствуют. Особо хочу отметить кофе из кофе-машины. Пожалуй, кофе такого качества на бесплатном шведском столе я не встречал ни на одном зарубежном круизном лайнере. Помимо кофе есть и бесплатное игристое вино на завтрак. Как говорится, почувствуй себя аристократом)) В моей практике такое бывало только в отелях в Испании (турецкий «олл-инклюзив» с напитками сомнительного качества не в счёт).
Личное мнение: питание на «Лунной сонате» - лучшее из того, что нам встречалось в речных круизах ранее. Вот, например, меню приветственного ужина, сфотографированного на фоне страничек ежедневного информационного «вестника» (который в морских круизах обычно именуют «тудейкой»):
Блюда в ресторане я принципиально не снимал, ибо:
Теперь о культурной программе. Уже из самого названия теплохода следует, что с музыкальной составляющей здесь должно быть всё хорошо. В целом так и есть, хотя не обошлось без ложки дёгтя.
Пожалуй, больше всего положительных эмоций доставила виртуозная игра на скрипке Елены Романчевой:
Также хотел бы отметить гитариста Игоря Алимова, особенно его сольное исполнение композиций Гэри Мура:
Да и вообще почти все выступления артистов – вокальные, музыкальные и танцевальные номера – выглядели профессионально и вызывали заслуженные аплодисменты:
Пожалуй, имелось единственное исключение – певица Ксения Павроз. Её развязная манера поведения на сцене и общения со зрителями производила отталкивающее впечатление. Увы.
Что ещё не понравилось а этом круизе?
1.Никудышный вайфай. Даже в специально отведённых местах он работал кое-как и время от времени вообще пропадал. В каютах его не было и в помине.
2.Шестиместные столы в ресторане «Блюз» стоят слишком тесно. Тем, кто сидит не у прохода, выйти из-за стола самостоятельно невозможно – нужно просить всех остальных вставать из-за своих мест.
3.Шумоизоляция в каютах такова, что слышишь каждый чих и каждый вздох соседа. Впрочем, на речных судах так было всегда и везде, и «Лунная соната» здесь не уникальна. Пассажир, помни об этом! Как гласил плакат эпохи НКВД, «Не болтай у телефона! Болтун – находка для шпиона»…
4.В стандартных двухместных каютах несколько странноватые гальюны-душевые. Они представляют собой некий контейнер из светлого пластика. В целом они вполне рациональны, претензий к их эксплуатации нет. Но в соседних каютах они примыкают друг к другу, а металлическая переборка между ними отсутствует. Поэтому, открывая дверь гальюна до того, как включаешь свет, видишь интересное зрелище: светящуюся стену с размытой тенью человека из соседней каюты. Правда, при включённом свете этого не видно; я вообще узнал об эффекте «свечения переборок» случайно. Не могу назвать это недостатком, но выглядит такой «театр теней» как минимум необычно…
Ну, а теперь кратко о самом ноябрьском круизе. Московское небо в день отправления выглядело пугающе:
Но вечером, когда Клязьминское водохранилище осталось за кормой, неожиданно выглянуло солнце:
Следующий день был пасмурным, временами начинался мелкий дождь. Но по прибытии в Углич небо перечеркнула яркая радуга:
А затем вечернее солнце раскрасило город в невероятно яркие цвета. Никак не ожидал от ноября таких открыточных видов:
Вечерний Углич:
На третий день круиза «Лунная соната» ошвартовалась в Твери:
С погодой опять повезло. Утреннее пасмурное небо через пару часов очистилось от облаков, и Тверь предстала во всей красе:
Но самые яркие красоты верхней Волги ждали нас на обратном пути из Твери:
Подробнее об этом я уже рассказывал здесь.
Наверное, у многих остался вопрос: так идти или не идти в круиз в ноябре? Ведь то, что в данном случае нам повезло с погодой, это скорее приятная случайность. А вот дожди (или даже снег) поздней осенью, пожалуй, будут более вероятны.
Не хочу навязывать своё мнение, но замечу:
1.Не бывает плохой погоды – бывает плохая одежда.
2.Программа на борту судна от погоды не зависит.
3.Как художник и фотограф скажу, что у пасмурной осенней погоды есть не только минусы, но и плюсы. Голые деревья придают картинам на берегу глубину, проявляют задний план, прежде скрытый листвой. Вот пара кадров, которые невозможно сделать летом:
А это Морозовский городок в Твери:
Когда деревья в листве, не только фотографировать, толком и рассмотреть затейливую архитектуру городка у вас не получится.
И в заключение ещё несколько пейзажей. В них отнюдь не 50 оттенков серого – их цветовая гамма куда разнообразнее и богаче:
На снимке внизу, конечно, не левитанская золотая осень, но в приглушённых рыжих тонах тоже есть свой шарм. Мои цветовые ассоциации: берега – это курага, посыпанная сахарной пудрой…
Подводя итог, скажу, что компания «Инфофлот» (или «Созвездие» - я так и не вник в структуру их взаимоотношений) считается лидером речного круизного бизнеса вполне заслуженно. На мой взгляд, по уровню сервиса компания превосходит даже «ВодоходЪ», который до этого месяца я считал лучшим оператором речных круизов.
В общем, вспоминается давнишний рекламный ролик: «Мне всё нравится – мне цена не нравится!». Но о ценах на речные круизы мы как-нибудь поговорим отдельно.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить.
Все фотографии сделаны автором.
Предыдущая публикация здесь.