Друзья, продолжая тему польского фарфора и Польской промышленной выставки в Москве в 1959 года, рекомендую к прочтению вторую статью из декабрьского номера журнала «Декоративное искусство СССР, написанную для советского читателя польским специалистом. Взгляните!
Збигнев Стадницкий. Новый путь польской керамики // Декоративное искусство СССР, 1959. – № 12. – С. 38–39.
На протяжении последних нескольких лет изделия польских художников из фарфора и фаянса возбуждают интерес и обращают на себя внимание мировой художественной общественности на всех международных выставках и ярмарках.
Правду говоря, Польша до второй мировой войны не имела керамической промышленности. В то время у нас существовало несколько малых частных заводов фарфора и столового фаянса, и качество их продукции находилось на очень низком художественном уровне. Кроме того, на этих фабриках работало большинство иностранных специалистов и незначительное количество польских художников: Перелом наступил после второй мировой войны, когда все фабрики фарфора и фаянса были национализированы.
Национализированная промышленность должна была быть перестроена по-новому. Польская Народная Республика должна была в течение 3–6 лет подготовить новые кадры рабочих, мастеров, механиков, инженеров и художников для керамической промышленности. В то же время польские художники стали бороться за повышение художественного уровня керамических изделий.
Новый лозунг «Художники в промышленность» был началом всех перемен. Профессор В. Теляковская вместе с небольшой группой художников, преданных делу, с энтузиазмом начала подготовку рабочих, техников, инженеров для работы в промышленности.
Вначале как руководитель Бюро эстетического надзора за продукцией при Министерстве лёгкой промышленности, а затем как директор Института промышленных образцов, В. Теляковская развивала активную деятельность, стараясь привлечь художников к работе в разных отраслях промышленности. Институт промышленных образцов организовал специальные мастерские по созданию новых моделей для кожевенной, деревообделочной, стекольной и керамической промышленности.
В соответствующих министерствах и объединениях были созданы отделения образцов, которые организовали подобные отделы на всех фабриках. Отделения образцов начали привлекать художников к работе на промышленных предприятиях, где молодые рабочие работали под их наблюдением, а молодые художники консультировались со старшими товарищами.
В настоящее время на каждой керамической фабрике имеются кружки рационализаторов, в которых молодые талантливые художники работают над созданием новых образцов посуды и скульптуры. При этом рабочие и техники также имеют право участвовать в создании новых произведений, и это обстоятельство имеет большое значение в деле повышения художественного уровня керамических изделий. Все созданные в Польше керамические произведения представляются на утверждение единой для всей страны Комиссии, которая одна имеет право решать вопросы о массовом тиражировании нового изделия.
В состав этой Комиссии входят художники из Союза польских художников-пластиков, представители внешней и внутренней торговли, а также представители фабрик. Часто работа наших художников-керамистов имеет коллективный характер: один проектирует форму изделия, другой предлагает для неё декор. Однако сейчас все стремятся к тому, чтобы всё произведение, и его форма и роспись, было создано одним автором.
Так представляется краткая история создания новых образцов в керамической промышленности Польши.
Однако для того, чтобы дать читателям точную картину происходящих перемен, необходимо выяснить и другие моменты. Каждый, кто внимательно просматривает изделия нашего керамического производства, может заметить, что они сильно отличаются от образцов прошлого века. Так как у нас почти не было традиций в керамическом промышленном производстве, мы решили создавать наш собственный современный стиль в фарфоре и фаянсе. Мы стремились создать произведения простые и новые, которые являлись бы обобщением характера изображаемого или синтезом его движения.
Украшения в виде натуралистически изображенных цветов мы решили заменить графикой, которая подчёркивала бы форму изделия. Стремление это легко заметить в нашей керамической посуде и скульптуре. В рисунках декалькомании, предназначенных для детских сервизов, мы используем сюжеты польских народных сказок.
Над созданием новых керамических изделий работает большой отряд польских художников: Л. Покорнянка, С. Дворека, Б. Бродинска, И. Квинта, В. Горошеник, Х. Баран, 9. Дрозд, Х. Дворакова, В. Потацкий, К. Чуба, Э. Пивэк, И. Совинский, В. Плужевский, И. Пранке, А. Вильеонская, А. Грабовский, 3. Гриска, И. Аеламович, Г. Слежевская, И. Вжесень и другие, а также художники института промышленных образцов 3. Галинская, 3. Палева, Д. Душияк, 3. Пиибышевская, Х. Ортхвеин, Х. Едрасяк, Л. Томашевский, М. Нарушевич, а также проф. А. Бушек, И. Котарбинская, Х. Гачинский, В. Мантойфель, И. Адамчевская, М. Кохова, Х. и Л. Гжеськевич и М. Соболевская.
Благодаря их труду, творческому дерзанию, благодаря совместной работе молодых художников с художниками старшего поколения наша керамическая промышленность добилась серьёзных успехов: новые изделия пользуются большим спросом у польского населения, а также и у наших зарубежных гостей.
Работая на Польской промышленной выставке в Москве, мы не раз слышали горячие похвалы советских зрителей. И это радует наших художников, вселяя уверенность, что мы идём по правильному пути.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив