Я встречал моделистов, которым совершенно были неинтересны железнодорожные модели и всё прочее с ними связанное. Единственное, что их интересовало - цена.
Некоторые начинают заниматься моделированием с точки зрения «запаса на будущее»: мол, куплю сейчас модельку за "рупь", а лет через 20 она будет стоить бешеные деньги и так я себе обеспечу на старость.
Спешу таких расстроить: как только Вы купили модель и поставили ее на полку или спрятали в сейф на хранение – она сразу же стала стоить 0 рублей и 00 копеек, неважно, купили Вы ее за 300 рублей или за 15,000 долларов США.
Модель, которая хранится у вас, сразу же вышла из обращения. Она стала бесценной в прямом смысле этого слова!
У нее вновь появится цена, когда Вы ее захотите продать и ее ценой будет та, за которую у вас ее купят (а не та, за которую вы захотите ее продать).
Количество любителей моделей, как мне кажется, вымирает точно также как и филателисты - "узок их круг. Страшно далеки они от народа".
Точно такая же ситуация с картинами, с вещами, которые находятся в музее. Реальная стоимость Моны Лизы от Леонардо да Винчи в Лувре равна стоимости старого холста, сухой краски и рамы. Все эти миллионы долларов за нее - это плата за "воздух", за "ауру", за "историю" вокруг нее.
Вспомните голландцев с луковицами тюльпанов. Были времена, когда за одну луковицу можно было купить корову и дом. А потом…. Спрос пропал – тюльпаны перестали котироваться.
Скажете, это «высокие материи»? Вспомните любителей марок, филателистов. Они вдруг пропали! Сейчас очень трудно сделать бизнес на марках. Любителей осталось не слишком много. Филокартисты? Та же печальная история.
С экономической точки зрения, сервиз вашей жены, который она купила по случаю, и который хранится где-то в коробке, является лучшим вложением, чем ваши модельки. Он более утилитарен - из него хоть чай можно пить.
Как и в любом деле, в модулях существуют сегменты дешевых (от 200 рублей), не слишком дешевых, дорогих (около 1000Евро за локомотив и 500Евро за вагон) и очень дорогих моделей.
Однако, смотри пункт выше, покупка дорогих моделей не гарантирует, что вы их продадите за такие же деньги.
К тому же цена модели не говорит о ее качестве. Она вообще ни о чем не говорит.
Мы должны всегда учитывать КАК и для КОГО эти модели сделаны.
Производство моделей может быть единичным, серийным и массовым.
Под единичным производством понимается не выпуск условным "дядей Ваней" одной модели. Он может выпускать их десятками, сотнями и даже тысячами – но он всегда их выпускает партиями, где очень много ручного труда.
В мелкосерийном и в серийном производстве очень большая унификация деталей. Мелкая серия позволяет производить уникальную продукцию с меньшими затратами, чем при ручном труде.
В массовом производстве существенно ограничен ассортимент, большая взаимозаменяемость.
Кто лучше: «дядя Ваня» или «массовка» - а кто его знает? :)
Если этот дядя Ваня будет сам делать гайки и винты, то модель будет стоить баснословно дорого! Зато он может применить травленку для изготовления особых деталей, которые будут только у него в модели, а отработанный раствор сможет вылить в раковину без больших проблем (невзирая на вопли экологов, потому что они не будут знать об этом). Модель будет красива, но очень дорогой (или "ужас как дорогой" - всё зависит от хотелок мастера).
Уже серийное производство не может себе позволить изготавливать детали травлением: слишком долго и слишком много отходов. Травленка плавно превращается в штамповку.
Надеюсь, я вас не слишком утомил теорией.
А теперь перейдем к практике. С чего начнем? «От печки», опять с того же самого PIKO - модели этой компании знают почти все моделисты России.
Когда PIKO начинало выпускать N-ку, модели моего масштаба, перед ней стояла грандиозная задача: обеспечить моделями все социалистические страны. А это было около 400 млн человек, не считая Китая. Поэтому сразу, без изучения рынка, приступили к массовому производству моделей.
Унифицированные базы (длина) для первых грузовых вагонов, будь то полувагон, вагон или цистерна. Никаких мелких выступающих частей (рассчитывали в первую очередь на детей), чтобы ребенок не смог отломать и проглотить. Модель была максимально усилена – металлическая рама держала пластиковые корпус и раму модели, колпары (колесные пары). Она же не позволяла сломать пластмассовые имитаторы тележек. Никаких имитаций тормозных колодок, которые можно было оторвать. Ступеньки – самые ломкие части модели сделаны тоже в металле.
Сама модель могла противостоять неумелым рукам ребенка, когда он пальцем покатает ее по рельсам. Ну, вылетит колпара – она легко вставлялась на место без ухудшения ходовых качеств.
С другой стороны, производство этой металлической рамы требовало кучу технологических операций: штамповка с гибкой, обработка краев (чтобы не порезались о заусенцы), обезжиривание, анодирование (для черного цвета детали), промывка и сушка.
Металлические колеса не изготовлялись на токарных станках, а просто штамповались.
Фактура самого вагона имитировалась максимально упрощенно. Никаких тонких деталей, тем более буферов, которые могут сломаться.
Чтобы минимально тратить время на покраску вагонов, пигменты добавляли в сам пластик. И окрашивали только крыши вагонов. Это очень сужало ассортимент вагонов по ливреям, но об этом никто не думал. Приходилось также добавлять добавки, чтобы у пластика не было «пластикового» блеска. Иногда были удачные партии, а иногда – не очень.
Проблемой были надписи: дешевая краска никак не могла нормально ложиться на пластик – практически невозможно найти модели с четкими надписями.
Очень удачно была разработана упаковка: яркая картонная коробка с огромной буквой N легко запоминалась детьми. А внутри коробки вагон лежал как-бы на белой подушке. А «вжик» - звук, когда открываешь коробку. Это было неповторимо! Причем дизайн этой упаковки PIKO (Восточная Германия) какое-то время пытался копировать Fleischmann (Западная Германия).
Такие модели трудно назвать моделями (это что-то между моделью и игрушкой), но для массового спроса это были очень удачные изделия: им не было износа, они были безопасны и были дешевы.
Такие вагончики во времена Советского Союза стоили 60 копеек (в то время это 1 доллар США). Сейчас они стоят около 300 рублей (чуть больше 3 долларов). За 50 лет стоимость повысилась на 200% или около 4% в год - а это почти равно инфляции. Да и побегать надо, чтобы найти кто их купит.
Конкурентов у PIKO в социалистических странах, как массового производителя, не было и нет. Все другие фирмы просто находились в других «весовых» категориях – у них было мелкосерийное производство.
Теперь давайте рассмотрим современную модель, которая сделана по технологии массового производства. Представляю модель компании РЕСО.
В коробке выглядит очень-очень прилично.
Если посмотреть каталог Компании, то она представляет десятки таких вагонов с разной ливреей и с надписями на любых языках. Тоже самое шасси идет и на полувагоны и на цистерны.
Компания не стала ставить металлическую раму как основу, но... Если посмотреть на модель снизу, то сразу бросается в глаза толщина «тормозных» рычагов – они усиливают всю конструкцию вагона.
Также нет никаких выпирающих частей типа поручней.
Всё для ребенка?
Колеса пластиковые, штампованные (все-таки технология изготовления за 40 лет достаточно далеко ушла).
А вот пружинок в сцепках нет, то есть как два таких вагона будут сцепляться – я представляю плохо.
Достаточно четкий рельеф вагона. Но, если вы думаете, что корпус сделан из настоящего хорошего пластика, то вы ошибаетесь: был взят самый дешевый пластик и корпус полностью покрашен – реальный пластик виден изнутри на стенках. Поэтому так хорошо лежат надписи на краске (не на пластике), которая служит для них грунтовкой. Если вы задумаете помыть вагон или что-то с ним сделать, то краска довольно быстро и легко слезет с модели.
Зато посмотрите, вагон стоит на красивой подставочке (и именно только на ней сцепки выглядят горизонтальными, как красиво). Вагон фиксируется на подставке ленточкой. Всё это находится в прозрачной коробочке-витрине на фоне завода. Красота - страшная сила!
Похоже, что компания использует «эффект Кока-Колы» - когда стоимость упаковки выше стоимости изделия в ней.
Такая модель быстро потеряет товарный вид, если ее использовать для движения – ей можно только любоваться.
Вы заметили повышения качества в работе с пластиком? В массовом производстве стали прорабатываться гораздо мелкие детали, модели стали на вид более приятными. (хотя рама вагона выполнена схематично). Покраской всего вагона Компания смогла не только сэкономить на хорошем пластике, но и обеспечила "бархатистость" отделки (нет пластикового блеска), многочисленные варианты ливрей и надписей.
Стоимость таких вагонов тоже минимальна для моделей в настоящее время (хотя по моему мнению, лучше бы они ее продавали в каком-нибудь целлофане с бантиком - дешевле было бы.
Расстояние между моделями - не один десяток лет. Они были сделаны для одной и той же цели: дешевле, но решали эту проблему по-разному.
У какой из них получилось лучше, решать нам, моделистам.