Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Лопе де Вега: Распутник и соблазнитель” (2010, Lope): Феникс остроумия

“Лопе де Вега: Распутник и соблазнитель” – это драма/биография бразильского режиссёра Андруши Уоддингтона (Andrucha Waddington), у которого среди наград есть специальный приз Каннского кинофестиваля “Особый взгляд” в 2000 году за драму “Я, ты, они” (Eu Tu Eles). А в 2006 году он получил приз имени Альфреда Слоуна на кинофестивале "Санденс" за драму “Песочный дом” (2005, Casa de Areia). Такие призы вручают фильмам, в которых поднимается тема технологий или науки.

За драму “Лопе де Вега: Распутник и соблазнитель” он ничего не получал, но это не значит, что фильм получился неприметным, пусть и сильно упрощённым. Правда, за переводом оригинального названия можно заподозрить что-то нелицеприятное, будто испанский поэт будет искать себе пару на ночь, не думая больше ни о чём. На самом деле, это не так. В оригинале название фильма заучит просто как “Лопе”, так, как обращались к поэту все те, с кем он общался и те, кто был покорён его рифмами. Скорее всего, русскоязычное название отображает реальную любвеобильность поэта, которая в фильме в полном масштабе не отображена.

Вариант постера к фильму "Lope" (2010), режиссёр Андруша Уоддингтон
Вариант постера к фильму "Lope" (2010), режиссёр Андруша Уоддингтон

Лопе де Вега (Félix Lope de Vega Carpio) – один из самых важных авторов в истории испанской литературы. Он был вундеркиндом, начал учиться в мадридском Имперском колледже в 10 лет и умел читать по-испански и на латыни, переводить с испанского и писать комедии. Он вёл противоречивый образ жизни, если измерять критериями норм и морали его времени, но это не мешало ему впоследствии быть любящим отцом и одарённым поэтом. В число его дерзостей можно записать такое: в пятнадцать лет он проявил характер негодяя и авантюриста, сбежав из дома со своим другом, а потом в своём творчестве допускал вольности, которые нарушали строгие литературные каноны века.

Его даром восхищались при жизни, и в народе называли "Фениксом остроумия” (Fénix de los Ingenios). Он написал за всю свою жизнь более двух тысяч произведений и не ладил с другим классиком испанской литературы Мигелем де Сервантесом, который прозвал его "Чудовище природы" (Monstruo de la Naturaleza).

В драме Андруши Уоддингтона внимание уделено натуре поэта, каким он был беспечным, поначалу не особо серьёзным, легкомысленно относящимся к жизни, словно это постановка, в которую в любой момент можно внести правку пером и чернилами, но со временем он пришёл к тому, что ошибки в жизни исправлять гораздо сложнее.

По сюжету драмы, действие которой разворачивается в конце 16 века, Лопе возвращается с войны домой в Мадрид с Азорских островов, где его ждут старший брат, слепая мать, друг Клаудио и подруга детства Изабель де Урбина. Мать болеет, ей остаются буквально считанные дни, потому Лопе многого ей не рассказывает, чтобы не расстраивать. По его словам, он вернулся с войны богатым. На самом деле, в кошельке он привёз гвозди, звенящие как монеты, а одежду позаимствовал у маркиза Наваса, у которого служит его ближайший друг Клаудио. Буквально сразу после его возвращения мать умирает, Лопе влезает в долги, чтобы раздобыть деньги на достойные похороны, а потом ему нужно срочно решить, как отдавать долг.

В Лиссабоне - попытка сбежать от тюрьмы. Лопе, его возлюбленная Изабель Де Урбина и брат Лопе Хуан
В Лиссабоне - попытка сбежать от тюрьмы. Лопе, его возлюбленная Изабель Де Урбина и брат Лопе Хуан

Ему не хочется работать в приюте, где пришлось бы помогать больным и немощным, его очаровывает атмосфера местного театра, принадлежащего Жеронимо Веласкесу. Оказавшись всего раз за кулисами, Лопе вознамерился продать Веласкесу свою пьесу, за сочинением которой он проводит двое суток без сна и еды. Сразу заслужить доверие Веласкеса ему не удаётся, он лишь получает должность писаря, внося правки в готовые тексты, а также очаровывает его дочь Елену.

Это становится началом его пути от беспечного юноши, искусного лжеца и наглеца ко взрослому мужу.

Лопе и его друг Клаудио, когда Лопе узнал, что маркиз Навас заказал у него стихи для покорения Изабель
Лопе и его друг Клаудио, когда Лопе узнал, что маркиз Навас заказал у него стихи для покорения Изабель

Этот фильм не является масштабной биографией испанского поэта – а она намного богаче, чем освещено в фильме, – тут обошли стороной его взаимоотношения с Мигелем де Сервантесом, его живую тягу к наукам (он до самой смерти тянулся к новому и продолжал читать и проводить исследования в самых разных областях), его раннее отцовство и потерю ребёнка; здесь уделили внимание его любовным интересам – дочери Жеронимо Веласкеса Елене Осорио и подруге детства Изабель Де Урбине, разглядеть которую ему помог интерес к ней со стороны маркиза Наваса, – а также его феноменальной способности создавать стихи экспромтом, и подчеркнули, что очень важно, его новаторский подход в том, что он совершил переворот в театре, смешав комедию и трагедию. Кстати, поговаривают, что позже на Уильяма Шекспира оказали влияние революционные идеи Лопе де Веги о театре.

***

Я вырезала фрагмент, как он демонстрирует свою способность к рифме, поэтическую живость и доказывает, что это не искусная уловка. А ещё этот фрагмент здорово иллюстрирует метафору о том, что слово ранит, что оно способно оставить след как шпага или любое другое холодное оружие.

***

Я бы сказала, что здесь использован приём, как в шоу “Нарко” – основано на реальных событиях, но с художественными допущениями. Например, в реальности Лопе изучал гуманитарные науки, математику и астрологию, но от всего этого он отвлекался на отношения с Еленой Осорио. Она стала его второй любовью (первой была дочь пекаря, с кем он был в отношениях и родил ребёнка ещё до похода на остров Терсейра на Азорских островах), с кем он встречался четыре года. В фильм перешёл тот факт, что в своих поэмах он называл её Филис (Filis). И также отобразили факт клеветничества со стороны Лопе де Веги против Жеронимо Веласкеса и его дочери, потому что он был оскорблён тем, что его использовали, а сами скрыли своё лицемерие подальше от людских глаз. Из-за разоблачающих стихов Лопе был брошен в тюрьму, где продолжил сочинять.

Но в фильме момент с тюрьмой и сближения с Изабель тоже видоизменён. Всё же до конца точно, как всё было на самом деле, никто не знает, потому предположить возможно разное. И сценаристы драмы Хорди Гасуль (Jordi Gasull) и Игнасио дель Мораль (Ignacio del Moral) добавили нотку благородства в любовный треугольник между Еленой, Изабель и Лопе, подчеркнув, что настоящая любовь существует. Не скажу, что этот вариант плох, воплотили его складно и добросовестно.

-4

В целом, это очень минималистичная история, даже странно, что биографию такого многогранного человека решили свести к совершенно простому повествованию. Тем не менее, драма/биография “Лопе де Вега: Распутник и соблазнитель” вызывает симпатию, всё то, что взяли из биографии поэта для экранизации, соединили в довольно трогательную картину (отдельно отмечу актёрское исполнение – все, кто принимал участие, были хороши). По крайне мере фильм точно вызовет интерес к более глубокому изучению личности и творчества поэта даже после того, как пройдут по экрану титры.