Найти тему
Дорога в цветах

Старообрядцы в современной Москве - где их можно найти, и немного истории о них

Начнем издалека: кто же такие старообрядцы? Откуда они появились, как различались и чем отличаются от современных православных христиан.

Для начала замечу, что после принятия крещения на Руси не было никаких различий среди православных: русская церковь была единой с центром митрополии то в Киеве, то во Владимире, то в Москве. Затем произошел раскол, в результате которого православная церковь разделилась на юго-западную ветвь (которая попала под влияние католичества) и северо-восточную (которая так и оставалась собственно русской церковью).

Царь Алексей Михайлович, пожелавший из царя Московского стать царем Всероссийским (а для этого требовалось одобрение греческих патриархов) поддержал реформы Патриарха Никона, которые касались в основном проведения обрядов и состояли в следующем:

1. Были отредактированы богослужебные книги;

2. Было предписано креститься тремя пальцами, а не двумя;

3. Крестные ходы отныне должны были обходить храм по часовой, а не против часовой стрелки;

4. Также были внесены изменения в совершение самого богослужения, например, возглас «аллилуйя» стали произносить не дважды, а трижды.

Но сама личность Патриарха Никона, его непримиримость и излишнее восхищение греческой церковью вызвало недовольство народа. Никон же проводил реформы торопливо и грубо, при этом он практически провозгласил себя верховной властью, в результате чего произошла его ссора с царем.

10 июля 1658 года Никон снял с себя патриарший клобук и самовольно ушёл пешком в основанный им Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.

В 1666 году Никон был официально лишён патриаршества и монашества, осуждён и сослан под строгий надзор сначала в Ферапонтов, а затем в Кирилло-Белозерский монастырь. А церковная реформа продолжалась уже под руководством самого царя.

Собор 1666-1667 годов положил начало русскому расколу. Отныне все несогласные с богослужебными нововведениями отлучались от церкви. Они получили название раскольников, или староверов, и подвергались жестоким репрессиям со стороны властей.

Начавшиеся гонения были объявлены антихристовыми временами, крестьяне бежали с семьями в леса, старые книги прятали и не отдавали даже под угрозой смерти. Среди мирян лидерами старообрядцев стали боярыня Феодосья Морозова и её сестра Евдокия Урусова.

Боярыня Морозова, В.И.Суриков
Боярыня Морозова, В.И.Суриков

Протопоп Аввакум, прежде бывший другом патриарха Никона, имел такой же горячий нрав и проявил крайнюю нетерпимость к любым уклонениям от канонов православной веры. Он неоднократно отбывал ссылки, был расстрижен и предан анафеме. 14 лет он провел в земляной тюрьме в Пустозерске на хлебе и воде, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания, пока, наконец, очередное его резкое письмо, обличавшее царя, не решило его участи: он и его соратники были сожжены. В большинстве старообрядческих церквей и общин Аввакум почитается как священномученник и исповедник.

Протопоп Аввакум, старообрядческая икона
Протопоп Аввакум, старообрядческая икона

Ещё одним оплотом старой веры стал Соловецкий монастырь. Предводителем соловецких раскольников стал монах Никандр. Он не стал, как Аввакум, открыто выражать несогласие с постановлениями собора, но, вернувшись в обитель, отказался им подчиняться. Царю была отправлена соответствующая челобитная. После этого монастырь сел в осаду.

За высокими крепостными стенами, имея 90 пушек и приличное количество запасов, монахи отсиживались 8 лет. Только возникшие между ними разногласия и предательство одного из них позволили стрельцам взять монастырь штурмом. Защитников обители перебили, зачинщиков восстания отправили в ссылку.

Со временем старообрядчество разделилось на множество различных течений с собственными особенностями вероучения. Основным же считалось разделение старообрядцев на поповство и беспоповство ( беспоповцы отрицали необходимость священников).

Старообрядцы в Москве старались селиться вместе, в результате чего образовывались крупные центры: Рогожское кладбище, Преображенское кладбище и пр.

Вот по Рогожской слободе (т.е. по культурно-историческому центру "Рогожская слобода") мы с вами сейчас и прогуляемся.

-4

Если у вас нет автомобиля, то добраться до слободы будет достаточно проблематично. Я ,например, доехала по Большой кольцевой линии метро до станции Нижегородской, а затем еще 3 остановки на автобусе (по улице Нижегородской). Хотела эти три остановки прогуляться пешком, но не так там все просто: обилие транспортных развязок при отсутствии тротуара.

После того , как вышла из автобуса, в глаза мне бросились золотые купола Покровского собора. Пошла по направлению к ним. Пройти нужно под мостом (по которому проходит полотно МЦД-4), и мимо трапезной прямо по указателю. Кстати, уже после того, как я прогулялась по культурному комплексу слободы и кладбищу, замерзла и проголодалась, я зашла в эту трапезную.

Трапезная
Трапезная

Выбор блюд достаточный (жаль только сладких пирожков в наличии не было), все вкусно, цены - вообще сказка. За обед из борща, куриной котлеты с картофельным пюре и чая из шиповника отдала 270 рублей.

Но вернемся к культурно- историческому комплексу Рогожской слободы (так он называется). И первое, с чем я ознакомилась, был стенд-путеводитель.

Стенд- путеводитель
Стенд- путеводитель

Путеводитель очень подробный - советую его сфотографировать и далее использовать как карту (в том числе и по кладбищу, если решите на него заглянуть).

Ну а здесь остановлюсь на наиболее значимых храмах слободы.

Покровский кафедральный собор
Покровский кафедральный собор

И первый, самый большой, в котором проводятся службы (и меня в него не пустили, т.к. шла служба) - Покровский кафедральный собор.

Служба в соборе
Служба в соборе

Архитектор - Матвей Казаков. Годы постройки: 1790-1792. На момент постройки храм оказался самым большим в Москве, превосходя по площади Успенский собор в Кремле. По указанию Екатерины 2 храм «укоротили»: вместо пяти глав на церкви оставили лишь одну, алтарные выступы разобрали.

Интерьер собора
Интерьер собора

В настоящее время кафедральный Покровский собор на Рогожском кладбище располагает ценнейшими древними иконами.

Поклонный крест на фоне храма Рождества Христова
Поклонный крест на фоне храма Рождества Христова

Зимний одноглавый храм во имя Рождества Христова, построен в 1804 году по проекту архитектора Ильи Жукова и сочетает в себе черты классицизма и неоготики. Внутри храма удалось восстановить только четыре фрагмента настенной росписи, на которых изображены святые евангелисты.

В память распечатания алтарей в 1912—1913 годах по образцу старинных русских столпообразных храмов был выстроен храм Воскресения Христова с красивейшей колокольней, по фасаду украшенной рельефными изображениями сказочных райских птиц и пеликана , кровью своей кормящего птенцов своих.
В память распечатания алтарей в 1912—1913 годах по образцу старинных русских столпообразных храмов был выстроен храм Воскресения Христова с красивейшей колокольней, по фасаду украшенной рельефными изображениями сказочных райских птиц и пеликана , кровью своей кормящего птенцов своих.

Храм святителя Николая Мирликийского
Храм святителя Николая Мирликийского

Храм святителя Николая Мирликийского находится практически на Рогожском кладбище.

Первую деревянную часовню на этом месте освятили в 1771 году (при образовании кладбища). В 1776 году часовню разобрали и на ее месте построили каменный храм в стиле классицизма, а в 1864 году храм перестроили в русском стиле.

-13

В 1854 году храм отняли у старообрядцев и переосвятили в единоверческую церковь. В советское время храм не закрывался.

Ну а дальше я прошла на кладбище и ещё часа полтора бродила по нему. Но это будет уже совсем другая история.

А вообще хочу заметить , что староверы не очень любят посторонних зевак. Все то время, что я бродила по территории , на меня смотрели настороженно. Здесь проводятся экскурсии , но экскурсоводы обязаны заранее обговорить время, а туристы - следовать определенным правилам.

Здесь проводятся различные выставки, посвященные старообрядчеству
Здесь проводятся различные выставки, посвященные старообрядчеству

Здесь очень чисто, и присутствует ощущение , что оказалась в каком- то другом мире. Женщины в длинных юбках и старообрядческих платках, прикрывающих шею и плечи, мужчины в косоворотках - все это реально здесь присутствует.

Примерно так выглядят  женщины- прихожанки на службе
Примерно так выглядят женщины- прихожанки на службе

Рогожская слобода - не первое место старообрядческой общины, которое я посетила. Впервые побывать в старообрядческом храме мне удалось в Ярославле , после чего я и заинтересовалась этим течением православия. И если ранее я считала, что современное православие - достаточно суровая религия, то познакомившись с взглядами старообрядцев, поняла, что была неправа.

Мурал в Рогожской слободе " Русь старообрядческая"
Мурал в Рогожской слободе " Русь старообрядческая"

Надеюсь, что вам понравился мой ознакомительный экскурс в историю старообрядчества. Если да, то ставьте лайки и подписывайтесь , и будем вместе путешествовать по стране и страницам истории