В России вступили в силу новые правила уплаты утильсбора на автомобили, и эти изменения касаются каждого владельца. Давайте разберемся в деталях и поймем, как сохранить свои средства.
С 29 октября 2023 года в России действуют обновленные правила уплаты утилизационного сбора для автомобилей. Целью этих изменений является противодействие серому параллельному импорту, но для обычных автолюбителей они могут привести к дополнительным затратам.
Основные Изменения в Утилизационном Сборе
Эти нововведения были представлены в постановлении Правительства Российской Федерации № 1722 от 17 октября 2023 года, вносящем изменения в процедуру уплаты утилизационного сбора. Теперь контроль за взиманием утильсбора перешел под юрисдикцию таможенных органов.
Что это значит для обычных покупателей? Если вы собираетесь приобрести автомобиль через серый автосалон, будьте готовы к возможным дополнительным расходам: от 844 тыс. рублей до 1,25 млн рублей. Однако есть способы избежать лишних затрат.
Читатели, не паникуйте! Мы подготовили рекомендации о том, как адаптироваться к новым условиям и избежать неприятных сюрпризов. Давайте вместе разберемся, как сохранить свои деньги и избежать лишних затрат при приобретении автомобиля.
Обзор вступивших в силу изменений
В настоящее время физические лица, владеющие автомобилями для личного пользования, сталкиваются с изменениями в процедуре уплаты утильсбора. Давайте разберемся, как эти нововведения могут повлиять на владельцев автомобилей.
Льготы для физических лиц-автовладельцев
На данный момент частные автолюбители могут воспользоваться льготным режимом уплаты утильсбора при ввозе автомобилей для личного пользования. Например, при ввозе автомобиля из Белоруссии, Казахстана, Армении или Киргизии с возрастом менее 3 лет и объемом двигателя менее 3 литров участнику нужно уплатить всего 3400 рублей. В случае, если машина старше 3 лет, сумма увеличится до 5200 рублей.
Условия применения льготных коэффициентов
Изменения в условиях уплаты утилизационного сбора теперь более конкретизированы. Чтобы воспользоваться сниженными коэффициентами, необходимо соблюсти следующие условия:
- Указать, что автомобиль предназначен для личного пользования.
- Зарегистрировать транспортное средство на физическое лицо в органах ГИБДД МВД России в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера.
- Ввозить транспортное средство для личного пользования, исключая таможенные процедуры таможенного транзита.
Пресс-служба Федеральной таможенной службы уточняет, что скидка на утильсбор не распространяется в случае:
- Покупки второго и последующих автомобилей в течение 12 месяцев с момента оформления первого.
- Перепродажи/покупки автомобиля, на который уплачен утилизационный сбор с применением льготных коэффициентов, до истечения 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера.
Если автомобиль был ввезен, оформлен на физическое лицо и перепродан менее чем через год, покупатель обязан доплатить разницу утилизационного сбора до полной ставки.
Новые ставки утилизационного сбора с августа 2023 года
С начала августа 2023 года произошли значительные изменения в уровне утилизационного сбора для импортных автомобилей. Давайте рассмотрим эти изменения более подробно и поймем, как они отразятся на владельцах автомобилей.
Новые ставки с 1 августа 2023 года:
- Объем двигателя: 0–1 л:
Для физических лиц: 3400 рублей (было и осталось)
Для юридических лиц: 81 200 рублей (было 41 200, стало 81 200) - Объем двигателя: 1–2 л:
Для физических лиц: 3400 рублей (было и осталось)
Для юридических лиц: 306 000 рублей (было 178 400, стало 306 000) - Объем двигателя: 2–3 л:
Для физических лиц: 3400 рублей (было и осталось)
Для юридических лиц: 844 800 рублей (было 259 600, стало 844 800) - Объем двигателя: 3–3,5 л:
Для физических лиц: 970 000 рублей (было 3400)
Для юридических лиц: 970 000 рублей (было 281 600, стало 970 000) - Объем двигателя: Больше 3,5 л:
Для физических лиц: 1 235 000 рублей (было 3400)
Для юридических лиц: 1 235 000 рублей (было 445 000, стало 1 235 000) - Электромотор:
Для физических лиц: 3400 рублей (было и осталось)
Для юридических лиц: 360 000 рублей (было 32 600, стало 360 000)
Воздействие на Рынок и Автосалоны
Изменения в ставках утилизационного сбора, вступившие в силу с 1 августа 2023 года, направлены на усложнение деятельности серых автосалонов. Эти изменения затрагивают рынок перегонки и перепродажи автомобилей в России, где серые дилеры предлагали автомобили по более низким ценам. Теперь каждый владелец автомобиля должен учесть дополнительные расходы при покупке или перепродаже в течение года.
Как Изменения Влияют на Серые Автосалоны и Схемы Импорта
По мнению Руслана Кривоноса, эксперта по ввозу автомобилей через Белоруссию, дилерские центры, занимающиеся импортом и регистрацией на физических лиц, могут стать посредниками при последующей перепродаже и требовать от конечного покупателя доплату утилизационного сбора. Если, например, автолюбитель приобрел автомобиль в официальном салоне в Казахстане, ввез его в Россию, уплатив минимальную ставку в 3400 тыс. рублей, но решит продать машину в течение 12 месяцев, ему также придется внести дополнительную сумму в виде повышенного утилизационного сбора.
Генеральный директор Ассоциации Параллельного Импорта, Анатолий Семенов, подчеркивает, что эти изменения закрывают возможности для перегонщиков. Предыдущие правки уже исключили возможность получения Заключения о Безопасности Единичного Транспортного Средства (ЗОЕТС) для автомобилей брендов, не включенных в приказ Минпромторга по параллельному импорту 2107/2023, что дополнительно стимулирует приобретение отечественных автомобилей, включая модели от АвтоВАЗа.
Практические Примеры с Доплатами за Утилизационный Сбор
Чтобы лучше понять, когда и сколько придется доплатить из-за изменений в утилизационном сборе, рассмотрим пример Руслана Кривоноса, связанный с ввозом автомобиля из Европы в Беларусь и его последующей перепродажей в России.
В данном случае автомобиль может быть зарегистрирован как на физическое, так и на юридическое лицо в Беларуси, с последующей уплатой таможенных пошлин, более низких для физических лиц. Если конечным покупателем в России является физическое лицо, самым выгодным вариантом будет регистрация автомобиля на физическое лицо в Беларуси, что позволит россиянину уплатить обычный утилизационный сбор в размере 3400 тыс. российских рублей.
Как Изменения Повлияют на Конечных Покупателей
Однако с введением изменений, если россиянин покупает автомобиль у юридического лица, льготы на утилизационный сбор для этого автомобиля больше не распространяются: необходимо будет уплатить полную сумму утилизационного сбора. В то же время льгота сохраняется при покупке автомобиля у физического лица, главное условие — не перепродавать машину в течение 12 месяцев.
Прогнозы Экспертов и Оценка Эффективности Изменений
С новыми мерами механизм серого ввоза, хоть и стал более сложным, но далеко не исчез. Проблема, которую власти хотели решить с оформлением автомобилей на физических лиц в салонах, по-прежнему актуальна. Например, автомобиль по-прежнему можно ввезти на физическое лицо в Беларуси, а серый дилер, действуя как посредник, оформляя машину на физическое лицо-белоруса, продолжает использовать эту схему, предлагая ее конечному физическому покупателю, который оплачивает утилизационный сбор в размере 3400 тыс. рублей. Таким образом, хоть схема и усложнилась, изменения не столь радикальны. Однако, согласно эксперту, покупка автомобиля в Беларуси у юридического лица после введения изменений может привести к значительным финансовым потерям для частного клиента.
"Получается, когда юридическое лицо - автосалон ввозит автомобиль официально в Беларусь, уплачивает полный набор таможенных платежей и перепродает автомобиль россиянину - физическому лицу, страдает этот конечный покупатель - физическое лицо, которому придется уплачивать утилизационный сбор в полном размере без льготы", - подчеркнул Кривонос.
Согласно его мнению, удалось исключить часть серых схем в случае стран, таких как Киргизия, где, как утверждали эксперты, существовала возможность ввозить автомобили по заниженным таможенным ставкам. Это позволяло снизить расходы покупателя в России.
"В Киргизии и некоторых других странах существовали наиболее серые схемы, когда автомобили ввозились с заниженными ставками, и эти возможности также были доступны юридическим лицам. То есть автосалон мог уплатить таможенные пошлины в два раза ниже, продать машину в России, также уплатив копейки в виде таможенных платежей. И вот теперь это уже не получится - любое физическое лицо, которое покупает и таможит автомобиль через Киргизию, будет уплачивать полный утилизационный сбор", - разъяснил эксперт.
Вступившие в силу изменения создают основной риск в том, что в некоторых случаях доплата за утилизационный сбор может затронуть даже тех водителей, которые приобретают автомобиль для личного использования и не планируют его перепродавать. Дилеры теперь предлагают доплатить эту сумму сверх обычной стоимости автомобиля. Например, при покупке Toyota Camry с мотором объемом 3,5 литра, за которую в настоящее время просят от 4,88 млн рублей, дополнительно придется уплатить государству 876 600 рублей. Уже есть отчеты о случаях, когда водителям предлагается доплачивать сверху при покупке автомобилей. Например, при приобретении Geely Mongaro за 3,5 млн рублей одному из водителей уже предложили доплатить порядка 306 тыс. рублей. Эксперты пока осторожно делают прогнозы относительно цен и влияния на параллельный импорт, поскольку они ждут первых кейсов и наблюдают за действиями таможни.
На данный момент (20 октября 2023 года) было объявлено о продлении действия закона об уплате утилизационного сбора на автомобили до 31 декабря 2023 года по прежним тарифам. Это решение подразумевает сохранение текущих стоимостных параметров до конца текущего года. Однако стоит отметить, что, начиная с 2024 года вопрос об изменении данных тарифов будет снова вынесен на рассмотрение.
Оригинальная статья на сайте Автошколы
Фотоматериал предоставлен сервисом freepik.com