С того самого момента, когда нога четырнадцатилетней французской принцессы впервые ступила на испанскую землю и до момента ее трагической кончины в возрасте 22 лет, Елизавета была главной путеводной звездой для своего мужа - Филиппа II. Годы, когда она была рядом, стали для монарха Испанского королевства самым светлым и счастливым периодом его жизни.
Существует легенда, что Филипп II всего единожды в жизни не совладал со своими эмоциями и придворные видели его слезы. Случилось это 3 октября 1568 года. В этот день, по вине придворных медиков, умерла его третья жена - Елизавета Валуа. Третья жена, но единственная женщина, которую он когда бы то ни было действительно любил.
Конечно, никто не оставил подробных отчетов о том, как рыдал монарх великой державы, но сохранившиеся письма, посольские депеши и прочие документы косвенно указывают на то, что легенда вполне может соответствовать действительности.
Не углубляясь в старые сплетни, пересказывающие подробности страсти Филиппа к Анне де Мендоса, принцессе Эболи и на время забыв о его длительном романе с Изабель де Осорио... без сомнения необходимо признать, что годы, проведенные монархом со своей третьей женой-француженкой были самыми счастливыми в его насыщенной и беспокойной жизни.
Нет ничего удивительного в том, что в основе брака между Филиппом II и Елизаветой Валуа лежали исключительно политические мотивы. В частности, то, что для нас, простых смертных, праздник и надежда на счастливую семейную жизнь, для них, для сильных мира сего - это голый расчет.
В частности, брак испанского монарха и французской принцессы сулил прекращение длительного периода войны между Францией и Испанией. Мир стал возможен благодаря подписанию Като-Камбрезийскийского мирного договора. Для Испании заключенный мир был выгоден вдвойне, он установил гегемонию Габсбургов в Европе. Франция же на протяжение последующих сорока лет довольствовалась вторыми ролями.
Трагедия в Париже
Елизавета родилась 2 апреля 1545 года во дворце Фонтенбло, примерно в 60 километрах от Парижа. На момент обручения, которое состоялось 22 июня 1559 года в парижском соборе Парижской Богоматери ей было всего четырнадцать. За официальной церемонией следовала череда пышных торжеств.
Однако, праздничные мероприятия были прерваны произошедшими трагическими событиями. Во время одного из рыцарских турниров, копье, которым сражался граф Монтгомери серьезно ранило короля Франции и отца невесты - Генриха II. Спустя 10 дней, от полученной раны французский монарх скончался.
Спустя шесть месяцев, Елизавета Валуа пересекла Пиренеи и 31 января 1560 года брак был подтвержден, уже в присутствии обеих сторон. Церемония состоялась во дворце герцога Инфантадо в Гвадалахаре в присутствии всего Двора.
Испанские придворные с первого взгляда прониклись нежностью и симпатией к новой супруге своего монарха. По свидетельствам современников описываемых событий, Елизавета Валуа не была красавицей, но обладала огромным обаянием. От своей матери - Екатерины Медичи, она унаследовала в основном средиземноморские черты. Отец же, - Генрих II, наделил ее способностью располагать к себе.
Елизавета Валуа была любительницей роскоши, что подтверждают дворцовые бухгалтерские книги. Она никогда не надевала одно платье дважды и ее всегда окружала внушительная свита дам.
Государь
Филипп II был на восемнадцать лет старше своей жены. Вступая в брак с Елизаветой, Филиппу было 33 года, он был еще достаточно молод по возрасту, но зрел душой. Обстоятельства его жизни не позволили ему сохранить юношескую непринужденность. Ранняя смерть матери, отречение отца и сложности, возникающие при управления такими разрозненными территориями заставили его повзрослеть раньше срока.
Кроме того, Филипп был уже дважды женат. Первой его супругой была Мария Мануэла Португальская, одновременно приходящаяся своему супругу двоюродной сестрой. В результате этого союза родился физически нездоровый и психически неуравновешенный мальчик - дон Карлос, а сама Мария Мануэла не пережила послеродовой период.
Вторая супруга монарха была на 11 лет его старше. Речь идет о королеве Англии - Марии I Тюдор. Брак был бездетным, а жена нелюбимой.
Неудивительно, что наивная жизнерадостность молодой Елизаветы Валуа полностью подчинила себе Филиппа.
Елизавета Валуа с первых дней стала центром оживленной дворцовой жизни. Ее ежеминутно окружали сам король, его братья, сын от первого брака и наследник престола - дон Карлос, а так же множество других придворных.
Веселая компания организовывала выходы на природу, устраивала спектакли и танцы. Любили они и поохотится. Кроме шумных юношеских забав, досуг молодой испанской королевы заполняли музыка и рисование. Для этого, в ее распоряжение был предоставлен прекрасный педагог - Софонисба Ангишола, которая считалась лучшей художницей эпохи Возрождения. В комнатах Елизаветы имелись орган, две арфы, цитра и клавесин.
Рядом с Елизаветой, Филипп вернул украденную у него молодость. Именно жена стала центром его вселенной, причиной, ради которой стоит продолжать жить.
Лишь одно омрачало счастье и безмятежность любящей пары - отсутствие детей. Для завершения (консумации) брака между Филиппом и Елизаветой потребовалось некоторое время, необходимое для достижения молодой супругой брачного возраста. Хотя у Короны уже имелся наследник - дон Карлос, но физическое и психическое состояние мальчика не оставляло особых надежд на то, что он сможет обеспечить достойную преемственность испанской Короны.
В погоне за наследником
Беспокойство возросло, когда в 1564 году королева родила девочек-близнецов. Оба младенца умерли. Смерть дочерей повергла Елизавету в глубокую депрессию, которая отдалила ее от всех радостей жизни. Молодая мать была убеждена, что никогда не сможет подарить мужу ребенка, которого они так желали.
Однако вскоре ее опасения рассеялись. В конце того же года придворный врач объявил о том, что королева снова беременна, а 12 августа 1565 года, во дворце Вальсаин (Сеговия) родилась старшая из дочерей королевской четы - инфанта Изабелла Клара Евгения. Два года спустя, 10 октября 1567 года, Елизавета родила вторую дочь, которую назвали Екатериной Микаэлой.
К тому времени у наследника престола - принца Астурийского уже были явные признаки нарушения умственных способностей. Кроме того, в 1562 году после падения с лестницы, которое произошло в его резиденции в Алькала-де-Энарес его здоровье сильно пошатнулось. Только Елизавете удавалось успокоить Карла во время его неожиданных приступов гнева и убедить его в том, что против него не замышляется заговор.
Именно эти добрые отношения между Елизаветой и Карлом породили слухи о предполагаемой любовной связи между мачехой и пасынком. Жестокое заблуждение, которое стало причиной возникновения новой легенды испанского Двора. Слухи о романтических отношениях этих двух людей стали пищей при создании таких художественных произведений, как «Дон Карлос» Шиллера (1787) или одноименная опера Джузеппе Верди (1867).
Нет абсолютно никаких свидетельств, подтверждающих эти сплетни. Масло в разгоравшийся огонь слухов подлил и тот факт, что в январе 1568 года Филипп II был вынужден запереть сына в его покоях. Злые языки утверждали, что причиной тому была ревность и чувство, что жена и сын предали его. Однако, истиной причиной такого решения было беспокойство за состояние здоровья сына. Принц явно проявлял агрессию и отличался неадекватным поведением. Хрупкое здоровье Карла не выдержало плена, и 28 июля 1568 года он умер.
Жертва врачей
Смерть наследного принца стала началом конца. Счастье, которое, казалось, царило во дворце, оказалось хрупким и совершенно эфемерным. Сразу после смерти дона Карлоса, Елизавета снова забеременела. Однако некоторые противоречивые симптомы заставили врачей усомниться в ее беременности. Исключительно из лучших побуждений придворные лекари начали лечить королеву средствами, которые, как они искренне полагали, улучшат ее здоровье, однако, которые оказались совершенно неприемлемыми для беременной женщины.
Через два месяца, в конце сентября, у королевы начались преждевременные роды, тем самым обнажив некомпетентность королевских врачей. Елизавета родила недоношенную девочку, которую едва успели окрестить.
Понимая, что очень скоро она, но уже в ином мире вновь встретится со своей умершей дочуркой - Елизавета Валуа составила завещания, согласно которого ее тело должно было быть завернуто во францисканские одеяния, а тело погребено в монастыре Дескальсас-Реалес в Мадриде.
Елизавета успела попрощаться с мужем и всеми, кто был ей дорог, после чего погрузилась в глубокий сон, от которого так и не проснулась.
За три месяца Филипп II потерял своего первенца и наследника престола - сына Карлоса, а также любимую и любящую жену. Без сомнения, 1568 год стал самым ужасным годом в его жизни.
Гонимый все той же необходимостью получить наследника и обеспечить преемственность Короны, Филипп II вступил в четвертый брак. На этот раз выбор пал на Анну Австрийскую. Невеста одновременно приходилась жениху родной племянницей по линии матери и двоюродной племянницей со стороны отца. Несмотря на то, что Анне удалось выполнить заветное желание Филиппа и подарить ему наследника, он так и не сумел перенести на четвертую супругу всю нежность и любовь, которые не успел подарить Елизавете.
Именно дочери, рожденные Елизаветой, до конца жизни Филиппа II оставались самыми близкими и доверенными лицами испанского монарха.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал. Оставляйте комментарии. Делитесь с друзьями. Помните, я пишу только для Вас.